<<
>>

MECCA

вались соответственно дню, обычно читалась или пелась. Сюда входили Introit — входное (церковная песнь, начинающая литургию), Gradual — церковный гимн, офферторий и Евхаристический канон.
Но Служебники, тексты которых были неизменны, открывали возможности изысканных музыкальных разработок. Служебники включали Kyrie Eleison («Господи, помилуй!»), древняя мольба, заимствованная из солнечного культа; Gloria in Excelsis Deo («Слава в Вышних Богу»), песнопение, обычно опускаемое во время Великого поста; Credo («Верую»), или Никейский Символ веры; Sanctus («Свят, Свят, Свят»), хвалительный гимн, предваряющий Причастие; Agnus Dei («Агнец Божий, берущий грехи мира») и, наконец, Ite, missa est (ecclesia) («С миром идите, месса окончена»).

Эти песнопения, представленные в Служебниках для одного или более голосов, а затем для хора с инструментальным сопровождением, в Средние века были разработаны как полифонические произведения. Полный состав мессы был сочинен Гильомом де Машо (ум. 1377), подобные сочинения появлялись и во времена Возрождения.

Высочайшего мастерства здесь достиг, без сомнения, Палестрина (ум. 1594) и его современник Вильям Бёрд (1543-1623), католик на службе у англикан. В высшей степени оригинальная Missa Papae Marcellae Палестрины (1555) отвечала требованию Тридентского собора: сделать слова максимально понятными. (кант)

Невозможно переоценить влияние мессы в музыкальной

Христианская литургия постоянно изменялась. Божественная служба, состоящая из гимнов, псалмов, поучений, проповедей, ектений, духовных песен (кантов) и коллектов (кратких молитв), начинает складываться с V века. Уставные молитвы, предписывавшие монаху, как именно прочитывать 150 псалмов (которые когда-то вычитывались каждый день), были введены св. Бенедиктом. Епископу Труа Пруденцию (ум.

861 ) приписывают составление первого бревиария, или сборника одобренных литургических текстов.

Самое важное из христианских таинств — месса (missa) сложилась позднее. Известная также как Евхаристия (Благодарение), или Причащение, или воспоминание Тайной вечери

Господней, она обычно совершается отдельно от остальных богослужений. Самый ранний католический Служебник (или Последование мессы) восходит к X веку. Центральное действие Причащения состоит в том, что (претворенные из хлеба и вина) Кровь и Плоть Господа подаются причащающимся (причастникам). С XIII в. до 1965 г. по постановлению Католической Церкви Кровью могли причащаться только служащие священники. Ныне же, как и с самого начала, предлагается Причастие Телом и Кровью. Богословие Евхаристии, в особенности томистская доктрина пресуществления, породили бесконечные споры во время Реформации.

Обычай перелагать ключевые части мессы на музыку имел далеко идущие последствия. Изменяемая часть литургии, стихи которой варьиро-

истории. Как пение совершенно преобразило духовное и эстетическое воздействие литургии, так и хоралы и инструментальное сопровождение мессы оказали исключительное влияние на европейскую музыкальную традицию. «Литургический текст — это тот портал, которым музыка входит в историю культуры христианского мира Запада».

Колоссальная Месса В-минор (Си-бемоль-минор) И.С. Баха (1738) ознаменовала этап, когда музыкальное исполнение мессы отделилось от религиозного действия. Гайдн написал 14 таких месс, среди них Missa in tempore belli C-dur (Mecca для барабанов, 1796) и Missa Harmoniemesse B-dur (Месса для духовых, 1802). Моцарт написал 18, включая и вершину этого искусства — неоконченный Реквием (1791). Missa solemnis Торжественная месса D-dur Бетховена (1823) может считаться высшей точкой в ряду подобных произведений. За ней последовали произведения в романтическом стиле Листа, Гуно, Брукнера и Яначека. В XX в. месса пережила и оскудение веры, и распад традиционной музыкальной формы. Фридерик Делиус сочинил хоральную Mass of Life (1909) на антирелигиозные тексты Ницше. Месса Стравинского для хора и духовых (1948) — эксперимент в новой полифонии по образцу Машо.

Но поют их или не поют, богослужения звучат ежедневно в католических и православных храмах по всему миру. Благодаря их существованию религиозная традиция и музыкальные жанры доказали свою жизненную силу. Средние века, ок. 750-1270 243

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме MECCA:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  15. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  16. Стратегическое значение брендинга