<<
>>

МАГИЯ

Изданная лоллардами в 1395 г. книга Двенадцать выводов содержала прямые нападки на роль магии в средневековой Церкви. Движение протестантов вообще имело выраженную направленность на исключение магии из религии, и первое проявление протестантизма также заявило об этом довольно прямо: «Чтобы экзорцизмы и освящения, совершаемые в Церкви над вином, хлебом и воском, водой, солью и маслом и ладаном, камнем алтаря, облачениями, митрой, крестом и посохами пилигримов, были бы (признаны) колдовством, а не священнодействием.
Потому что... мы не видим, чтобы что-то менялось в этих предметах, когда над ними таким образом чародействуют, но видим лишь ложное убеждение (верующих), а это — главное оружие ремесла дьявола». Но и в XV, XVI и XVII веках Европа продолжает предаваться разнообразным проявлениям магии. Это время полно алхимиков, астрологов, прорицателей, целителей, заклинателей и ведьм. [алхимия], [hexen], [Нострадамус] Леса и поля заселены духами, феями, гоблинами, домовыми и эльфами. Уиклиф, этот гуру лоллардов, перевел Библию на английский язык, чтобы сделать ее понятной всем.
И все же 300 лет спустя в пуританской Англии Кромвеля наибольшим спросом пользовался астрологический альманах Уильяма Лилли Merlinus Anglicus и его же Собрание древних и новейших предсказаний. Магия и религия часто были неотделимы друг от друга. Люди, почитавшие христианских святых, верили также в Пака (злого духа- проказника), царицу Маб и вол­шебника Мерлина. Магия прекрасно пережила Реформацию.

В этом отношении наступление протестантизма на магию имело довольно относительный успех даже в тех странах, где протестантизм в конце концов восторжествовал. Хотя намерения этих радикалов были совершенно ясными. После Уиклифа началась атака Лютера на индульгенции (см. с. 484) и отрицание Кальвином пресуществления как магии.

Любой аспект религиозной жизни, где чувствовалось хоть что-то сверхъестественное, становился подозрительным. Протестанты возненавидели клятвы, чудеса, посвящения, символы, образы и иконы, святую воду, дни памяти святых, крестные ходы и паломничества. Больше того, поскольку протестанты, как провозглашалось, были свободны от магии, то и главный враг протестантов — папство — приравнивалось к черной магии; папа для них был чародеем, а католическая месса — чем-то вроде поклонения дьяволу.

В действительности же в этих воззрениях было много ханжества и лицемерия: ведь несмотря на все статуты и реформы, протестантские священники не обошлись без того, чтобы найти свой modus vivendi с магией. Англикане и лютеране, правда, стоят ближе к христианской Церкви таинств, чем кальвинисты, анабаптисты и другие евангелики. Но никто из них не может обойтись без Креста, клятвы в суде или очищения женщины после родов. Оказалось невозможным отказаться от освящения церковных зданий, боевых знамен, еды, кораблей

и места погребения. Протестантизм породил новую форму христианства с упором на сознательную веру, но он так и не смог полностью изгнать сверхъестественное.

Падение магии начинается только в конце XVII века в связи с научной революцией (см. сс. 507-10), развитием, соответственно, рационализма, современной медицины, математики и лучшим пониманием вероятности, то есть с тем общественным климатом, который таил меньше угрозы для человека. [ллойд]

И тем не менее вера в сверхъестественное, связь его с религией никогда не умирали. В XX в. повсюду мы встречаем гороскопы. В стране лоллардов возродились магические таинства в виде новомодных ритуалов британской монархии, апогеем чего стали коронационные торжества 1953 г. В католических странах, как Польша или Италия, священники благословляют все: от автомобилей до талисманов футболистов. Ватикан и сейчас не отказывается от исцелений и предсказаний. [бернадетта] [фатима] Даже в России, где коммунисты буквально истребляли православие, не удалось истребить веру в астрологию и ворожбу.

Изучение магии и религии поневоле окрашивается предрассудками и преференциями. Со времен Золотой ветви Фрезера научная антропология стремилась быть беспристрастной, но ученые не всегда могут устоять перед искушением чернить веру других людей в сверхъестественное. Может быть, это само по себе — суеверие. [aricia] Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 297

бельного соперничества с Англией, отчасти же из-за смертоносной чумы. Филипп Красивый был импозантен наружностью и безобразен по натуре. Он прославился тем, что чеканил обесцененную монету и очень изобретательно придумывал все новые способы вымогать налоги. Его единственное территориальное приобретение — инкорпорация города Лиона в 1312 г. — совершилось украдкой, в отсутствие императора. Конфронтация Филиппа с папами, приведшая к скандалу в Ананьи, началась из-за денег. Когда папа Бонифаций издал буллу Clericis laicos, посредством которой хотел воспрепятствовать обложению священников налогами, Филипп просто-напросто запретил какой бы то ни было вывоз денег из страны. Его похожая на вендетту борьба с тамплиерами, закончившаяся проскрипцией тамплиеров, проистекала из зависти, и вел он ее с бешеной злобой. На судебном процессе над тамплиерами (1307-1312 гг.) выдвигались жуткие обвинения в связях с дьяволом, с неверными, признания добывались пытками, и все кончилось узаконенным убийством и государственным грабежом. Смерть последнего гроссмейстера Жака де Моле, которого сожгли после того, как он отказался от всех своих признаний, так и осталась несмываемым позорным пятном. [Angelus]

Однако Филипп Красивый учредил важные институты. С помощью своих юридических советников легистов он придумывал всевозможные предлоги, чтобы обирать подданных, узаконить свою грабительскую политику, прикрываясь национальным согласием. Он руководствовался римским правилом: quod principi placuit legis habet vigorem [Что угодно повелителю, имеет силу закона]. Старинный королевский двор был разделен на три ветви власти: королевский совет управлял королевством; chambre des comptes, или казначейство, — финансами; parlement отправлял правосудие и регистрировал королевские указы (эдикты). (Это был не настоящий парламент.) Генеральные Штаты, впервые созванные в 1302 г., собирали знать, священнослужителей и простолюдинов для утверждения политики короля. Филипп вовремя умер и таким образом избежал народного возмущения; но созданная им административная машина дожила в основных чертах до 1789 г.

В 1316 г. у Капетингов возникла династическая неразбериха. У трех сыновей Филиппа Красивого было шесть дочерей и ни одного сына. Когда Людовик X Сварливый неожиданно умер, он оставил дочь, беременную королеву и не родившегося еще сына, который под именем Жана I Посмертного жил и правил меньше недели. В ре-

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме МАГИЯ:

  1. Магия и религия
  2. Харизма и магия.
  3. Магия и религия.
  4. "БЕНЗИНОВАЯ МАГИЯ"
  5. Религиозный синкретизм, мистика и магия
  6. Магия и религия как способы рационализации человеческой деятельности.
  7. § 5. Рождение религии и искусства
  8. Рекомендуемые темы семинарских занятий или рефератов с примерными вопросами к ним и литературой
  9. Основная литература
  10. ВОПРОСЫ «НА ЗАСЫПКУ»
  11. Основная литература
  12. § 1. Специфика мифологического обоснования социального поведения
  13. 1. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО II. Э.
  14. ГЛАВА 16 Развитие науки и машинной техники
  15. ЛОССЕЛЬ
  16. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  17. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  18. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу