ЛОССЕЛЬ
Как и у большинства других изображений человека в раннем европейском искусстве (хронологические рамки которого охватывают 90% всей истории человечества, откровенный акцент на половой акцентации этого памятника искусства поразителен и красноречив. Принято считать, что здесь перед нами божество палеолита, вариант Великой праматери, культ которой превалировал в ритуалах матриархального общества. По одной интерпретации, такая фигурка ставилась на своего рода «председательское место», во время ритуальных танцев в масках, когда женщины, мужчины и дети стремились заклинаниями установить общение с духами животных.
Менее достоверно, что фигурка венчала скульптурные изображения пещерной жизни, где пещера мыслилась как «Чрево- могила-лабиринт Великой Матери-Земли» и где «кровь — женщина — луна — рог бизона — рождение — магия — цикл жизни изобразительно уподоблялись в непрерывном резонансе или гармонии священных энергий».Матриархальный, или ориентированный на женщину, характер доисторического общества принимается большинством ученых начиная с Маркса и Энгельса. Однако теперь уже не считается, что матриархат относится к самому «примитивному уровню развития». Поэт Роберт Грейвс в своих работах о мифах исследовал происхождение и судьбу матриархальной культуры в Европе и проследил, как статус женщины снижался от древнего божества до теперешнего рабства.
Другие рассматривали роль женщин в формировании речи и зачатков культуры. За долгое время «младенчества человечества» женщины и дети, возможно, научились говорить, пока мужчины охотились. Если так, то половое различие было всего лишь различием уровня, поскольку дети-мальчики, конечно, должны были учиться облекать мысль в слова вместе с девочками.
Более убедительна та точка зрения, что матриархальное и патриархальное общества не имели четких границ и породили множество гибридных форм. Если верна теория Гимбутаса (см. с. 61), то с продвижением в Понтийские степи позднего неолита курганных народов сюда пришли не только индоевропейцы, но и патриархальные традиции воинов. С другой стороны, с последующим приходом савроматов — первой волны ирано-сарматской конфедерации — около 3000 г. до н.э. начался процесс метисации матриархальных новоприбывших племен (народов) со своими патриархальными предшественниками. В этой связи Геродот рассказывает
забавную историю о том, как амазонки бежали с южных берегов Черного моря и затем, соединившись с отважными скифами, основали новую родину в «трех днях пути от озера Меотида». История считалась чистейшей выдумкой, пока археологи не начали открывать скелеты женщин-воинов в савроматских захоронениях. Сарматская принцесса еще более позднего времени, захоронение которой было найдено у дер. Колбяково на Дону, была погребена со своим боевым топором.
Как всякая идеологизированная теория, феминистский подход к «предыстории» выглядит иногда экстравагантным. Но его и не следует исключать:
«Из-за того, что мы отделили человечество от природы, субъект от объекта... и университеты от универсума, всякому, кроме поэта или мистика, чрезвычайно трудно понять... холистическое и мифопоэтическое мышление человечества Ледникового периода. Самый наш язык... говорит об орудиях, об охотниках, о мужчинах, а всякая статуэтка или рисунок, который мы обнаруживаем, кричит, что человечество Ледникового периода было культурой искусства, любви к животным, женщинам; собирательство было так же важно, как охота, но обсуждается только охота.
Обсуждается сочинительство, но сочинителем выступает охотник, а не старая жрица луны. Описывается предполагаемая инициация, но инициируемым была не юная дева в менархии, готовая к браку с луной, а юноша, готовящийся стать великим охотником». Среда обитания и доисторическая эпоха 55Считается, что западная цивилизация, как бы мы ее не определяли, восходит к иудео- христианству и классическому миру. В обеих этих культурах царило мужское божество, в лице ли Иеговы или в лице Зевса-Юпитера. Но не следует забывать, что до этого бесконечно долго божество было женского пола. Из этого можно сделать только тот вывод, что человечество, пока оно оставалось крошечным, уязвимым видом, больше вдохновлялось женской ролью воспроизведения рода и рождения, чем мужской ролью убийцы и носителя смерти.
Всякие люди мечтали о давно утраченном рае отдаленного прошлого. Романтики, националисты, марксисты — у всех был свой идеализированный Эдемский сад, полумифический Золотой век. Теперь то же делают феминистки. Впрочем, одно очевидно: Венера Лосселя, как и другие, ей подобные, не была сексуальным объектом мужской похоти. На самом деле она вообще не Венера.
Леванта; Трипольско-Кукутснская зона в украинских степях; зона Балтийского — Черного морей с керамикой с веревочным орнаментом, зона «культуры боевых топоров»; центральная зона керамики с линейно-прорезным орнаментом с центром в Богемии, но имевшая свои форпосты и на запад от Рейна и на восток от Вислы; северная зона Великой равнины, где преобладали кувшины с воронкообразным горлышком; и западная зона «культуры колоколообразных кувшинов», простиравшаяся от южной Испании до Британских островов и Скандинавии. Поздненеолитические культуры были часто связаны с гигантскими мегалитическими сооружениями от простых дольменов (кромлехов) до гигантских камерных захоронений, каменных дорог и каменных кругов. Мы найдем их в Нью Гране (Ирландия) и в Мае Хоуе на Оркнейских островах, в Карнаке в Бретани, и в Авебери, и Стоунхендже в Уилтшире.
Делались смелые предположения, будто они возникли в результате, так сказать, интернациональных усилий, контактов, например, с египтянами или, возможно, минойцами, искателями металлов. [dasa] [гжантия]Энеолит (медно-каменный) век — термин, к которому прибегают некоторые историки, описывая длительный переходный период, когда сосуществовала техника каменного и бронзового веков.
Бронзовый век отмечен производством нового сплава, получаемого посредством добавления олова к меди. Он начинается на Ближнем и Среднем Востоке ок. 3000 лет до н.э., а в Европе, возможно, на тысячу лет позже. В это время, в особенности, в Средиземноморье, быстро развивается городская культура: письменные документы, специализация в ремеслах, развитая торговля. Величайшие достижения такой культуры были обнаружены в Микенах, которые раскапывал Генрих Шлиман с 1876 года, и в Кноссе на Крите, где проводил раскопки сэр Артур Эванс в 1899-1930 гг. Обнаруженные здесь культуры хронологически (грубо) сопоставимы со Стоунхенджем, возведение которого происходило в три фазы и началось примерно в 2600 г. до н.э. Древесный уголь из «Ям Обри» фазы I Стоунхенджа датируется (посредством радиоуглеродного анализа) 1848 г. до н.э. ±275 лет. Роговое кайло из каменной впадины фазы III относят к 1710 г. до н.э. ± 150 лет. Так что в то время, как в районе Эгейского моря развивалась очень продвинутая цивилизация, родственная цивилизации Ближнего Востока, народы северо-запада Европы еще находились в переходном периоде от неолита к Бронзе. [samphire]
Впрочем, разговоры о «продвинутой» и «отсталой» культурах неправомерны перед лицом инженерного искусства создателей Стоунхенджа, которые сумели доставить 80 глыб хальконтита, весом 50 тонн каждая, из отдаленных Присцилловых гор Южного Уэльса и установить их с такой точностью, что теперь некоторые в благоговейном ужасе считают все сооружение рабочей частью солнечного компьютера21. С другой стороны, изображения топоров и кинжалов, вырезанные на камнях Стоунхенджа, напоминают находки из шахтовых захоронений Микен и наводят на мысль о прямых контактах с Средиземноморьем.
Одна из важных черт бронзового века в Европе — торговые связи между регионами, особенно торговля минералами. На полуострове имелись богатые и разнообразные запасы полезных ископаемых, но распределены они были неравномер- 56 Peninsula
Еще по теме ЛОССЕЛЬ:
- Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
- Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
- Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
- Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
- ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
- Рассмотрим капитал бренда
- Что такое бренд?
- Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
- Мониторинг капитала бренда
- Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
- Как бренды создают ценность для потребителей