<<
>>

Литература.

Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать -Слово о погибели Русской земли». До пне дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, и безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем».
«Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть спои грехи, то неминуемо и освобождение от ига,

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появи­лись иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма *3адонщина». написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиции древнерусской культуры. Скорбя о погиб­ших, автор «Задоншиньт» Ссфонии Рязанец воспевает их подвиг во

имя Руси.

В начале XV к. было создано "Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил пу­тешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рас­сказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубо­кой симпатией наполнены его описания жизни простых индийце п. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Рус­ская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова запи­саны в конце «Хождения за три моря».

Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — на­чала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодикийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа само­властна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолап Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Боль­ше всею полезны пахари, их трудами создаются главнейшие бо­гатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

<< | >>
Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История (уч. для ссузов) .. 2004 {original}

Еще по теме Литература.:

  1. Литература.
  2. Рекламная литература
  3. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  4. Литература
  5. Литература.
  6. Литература.
  7. 4. Литература
  8. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. Городская литература
  11. Литература.
  12. Рекомендуемая литература
  13. Литература
  14. ЛИТЕРАТУРА
  15. ЛИТЕРАТУРА
  16. Письменность и литература.
  17. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА