<<
>>

Лекция пятая РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

В детстве мне встретился как-то кузнечик в дебрях колючек трав и осок. Прямо с колючек, словно с крылечек, спрыгивал он, как танцор, на носок, передо мною маячил мгновенье и исчезал иноходцем в траве...
Может быть, первое стихотворенье зрело в зеленой его голове.

Маленький человек в своей первой кроватке слушает песни мамы (намного лучше, когда он слышит их еще до рождения), играет с яркими зверушками: искусство входит в жизнь человека и сопровождает его до кончины. Будет ли эта жизнь богата красками, образ­ами, звуками или бедна и скудна зависит от состояния общества и самого человека, но труд­но представить ее без единой песни, без простейшего рисунка.

Вопреки представлениям эволюционистов XIX века о медленном, постепенном воз­никновении искусства, впрочем, до сих пор кочующим по страницам изданий «Детской ли­тературы», искусство появляется с началом верхнего палеолита сразу в многообразии форм и жанров: графика, скульптура, музыка, танцы, театрализованные представления, позднее - живопись.

Изображение животных - анимализм - быстро достигает совершенства, часто не­доступного современным художникам. Можно сказать, что как и погребальный обряд у не­андертальцев, искусство родилось взрывообразно. Такой ход развития культуры глубоко за­кономерен, что не исключает длительного накопления исходных материалов для нового рас­цвета.

Первые находки произведений искусства палеолита сделаны любителями в Европе и США в 30-е годы XIX века, но прошли десятилетия, прежде чем в них увидели нечто боль­шее, чем амулеты или что-то вроде современных брошек и брелков. В 1879 году в Испании в пещере Альтамира маленькая Мария де Саутуола (разные авторы по разному называют ее возраст: от 7 до 12 лет) первой увидела на потолке рисунки быков. С тех пор по обе стороны Пиринеев, во Франции и Испании, открыто 300 пещер с рисунками, и лучшие из них нередко открывали дети, чаще это были мальчишки.

Отцу Марии, археологу-любителю, как водится в истории открытий, не поверили, даже обвинили в подделке. Понадобились новые откры­тия, прежде чем ученые убедились, что искусство палеолита - подлинное. В нашей стране скептики удержались до 60-х годов: с 1937 по 1967 год не вышла ни одна книга о первобыт­ном искусстве. Очевидно, для их посрамления на Южном Урале в 1959-1960 гг. открыты А. В. Рюминым и О. Н. Бадером рисунки в Каповой пещере, а 20 лет спустя, там же,- рисун­ки в пещере Игнатиевской. Урал стал вторым после Пиренеев районом, где известна древ­нейшая пещерная живопись. Гораздо шире распространены находки мобильных форм: пор­тативных произведений палеолитических графиков и скульпторов. Наконец, в Австралии искусство аборигенов сохранило до XX века «живой палеолит», который признать таковым тоже долго не решались.

Альтамира открыта на лугу, давшем ей свое имя, в предгорьях Пиренеев, в 3-х кило­метрах от берега Бискайского залива. Обнаружил пещеру охотник, выручая провалившуюся собаку. Через несколько лет граф Саутуола начал здесь раскопки. Пещера состоит из пяти галерей разной высоты. Люди временами жили здесь 15500 лет назад: в культурном слое ос­тались кострища, кости животных и рыб, морские раковины, наконечники из камня и кости, на одном из костяных наконечников вырезано изображение стрелы. В 25 метрах от входа начиналась узкая галерея с низким, не выше 1,5 метра потолком. Только ребенок мог здесь пройти не сгибаясь. На потолке этой галереи и увидела Мария то, что впоследствии назовут Большим плафоном: фигуры 16-ти бизонов в самых разных позах, 2 лошади, волк, 3 кабана, 3 лани или оленухи. Некоторые животные были нарисованы в натуральную величину, на вы­пуклостях потолка. По вырезанным или обведенным контуром фигурам толстым слоем, ки­стью положены красная, коричневая, желтая, черная краски с оттенками и полутонами. От­дельные рисунки, знаки, полосы есть на стенах и потолке других галерей. Мощную совер­шенную живопись Альтамиры нельзя было связать с примитивным уровнем культуры «пе­щерных троглодитов» - поэтому в нее и не поверили те, кто создал науку о палеолите.

Осо­бенно их смущали свежесть краски и явное использование кисти. Кисть в каменном веке! (Как в стихах Д. Хармса: ну с палкой на дне моря часовой - еще куда ни шло, но с ружьем...).

Ля Мут - пещера на юге Франции в той же местности, что и целое созвездие подзем­ных картинных галерей: Ляско, Комбарель, Фон-де-Гом. Местный крестьянин приспособил вход под склад и, расширяя его, пробил в 1895 году дыру в завале. Конечно же, в дыру ныр­нули местные мальчишки и в ста метрах от входа увидели первый рисунок бизона. Один из мальчишек Гастон Бертумейер не поленился сбегать в соседнюю деревню, где вел раскопки Эмиль Ривьер - президент Доисторического общества Франции. Так Гастон прославил и свою деревушку, давшую пещере имя, и себя. Раскопки открыли в Ля Мут рисунки, пере­крытые культурным слоем с орудиями старше 20-ти тыс. лет. Неверие большинства скепти­ков было сломлено. Впрочем, самые стойкие все равно твердили: «Этого не может быть». В Ля Мут впервые нашли каменную лампу, к тому же с гравированным рисунком горного коз­ла, на стенах - рисунки мамонтов, северных оленей, лошадей, бизонов, медведей, носорогов. Некоторые из животных поражены копьями. Впервые в Ля Мут применили насос для отмы­вания рисунков. Впервые увидели рисунок хижины.

Ляско - открыта детьми в сентябре 1940-го года на месте вывороченного дерева. Де­ти позвали учителя, учитель - аббата Анри Брейля, крупнейшего исследователя пещерного искусства. Другой аббат - Андре Глори тщательно скопировал все рисунки в Ляско. После спуска открывается зал Быков: фигуры достигают пяти метров длины: черный контур, белый фон. От зала идут две галереи. В одной - Осевом переходе - потолок покрыт изображениями оленей, лошадей, бизона и каких-то рогатых животных. В начале другой - группа животных, за ней начиналось боковое ответвление- Апсида - вся в рисунках, в том числе - голова оленя с огромными рогами, в конце Апсиды - провал, пятиметровый Колодец. На стенке Колодца нарисована одна из самых замечательных и загадочных сцен (рис.

на обложке): огромный зубр со вздыбленным загривком повергает странную фигуру человека с птичьей головой и растопыренными руками, на каждой из которых по четыре пальца. Из распоротого брюха зубра вываливаются кишки, все это перечеркнуто длинным копьем. Рядом с человеком - птица на палочке, возможно это копьеметалка. Спиной ко всей сцене - носорог с задранным хвостом. Над зубром - голова лошади.

Всего в Ляско - 8 групп рисунков, 600 из них - многоцветные - до 12-ти красок. 1500 рисунков гравированы каменными резцами: 27 таких резцов найдены в Ляско. Там же нашли 130 каменных жировых светильников, морские раковины со следами краски. На стенах со­хранились следы лесов: художники рисовали на высоте до 4-х метров от пола. Использовали кисти и, как нынешние спелеологи, канаты: найден отпечаток одного из них. И разумеется, подкреплялись, предпочитая мясо молодых оленей. Все это происходило 17-15 тыс. лет на­зад.

Пещера трех братьев (Франция) - целая система залов, туннелей, озер, соединенная рекой, по которой в 1912 году отправились в подземное царство на самодельном плоту трое отважных мальчишек - братьев Бегуэн. Позднее они не раз возвращались с отцом, чтобы от­крывать новые и новые рисунки, но первое, что увидели - две глиняных скульптуры зубров, черепа пещерных медведей и окаменевшие следы пяти - шести подростков, посещавших пещеру в древности. Как и Колодец в Ляско, пещера Трех братьев, кроме рисунков и гравюр отдельных животных, сохранила несколько замечательных композиций: лев перед табуном лошадей; колдун с рожками, в звериной шкуре с хвостом, подгоняет оленей, у одного из ко­торых ноги зубра. В руках колдуна какой-то музыкальный инструмент. В том же зале, в ни­ше нарисован «Владыка зверей»- человеческие ноги, оленьи рога, глаза совы, уши волка, руки как лапы медведя, лошадиный хвост. Такая фигура и на свету - не для слабонервных, а в темноте подземелья, в колеблющемся свете жировой лампы или факела внезапная встреча с «Владыкой зверей» становилась серьезным испытанием для юных охотников. Возможно, инициации - посвящения подростков - были одной из функций подземных святилищ.

В 90-е годы ХХ в. сделаны новые выдающиеся открытия памятников палеолитическо­го искусства по обе стороны Пиренеев. В пещере Шове (Франция) открыта великолепная живопись, художники изобразили мамонтов, носорогов, лошадей, быков, львицу, переданы перспектива, объемность фигур. Новейшая методика радиоуглеродного анализа (АМС) по­зволила датировать отдельные рисунки 32-30 тысяч лет - древнейшие и при том самые со­вершенные произведения пещерной живописи. Это открытие опрокинуло все предшествую­щие опыты периодизации палеолитической живописи - от простых контуров к многоцветной живописи. Тот же метод датирования показал, что отдельные фигуры на Большом плафоне Альтамиры нарисованы в разное время в течении более двух тысяч лет.

Возле Марселя в обрыве берега, на глубине 19 метров аквалангисты нашли затоплен­ный морем вход в пещеру Коске. В сухих залах этой пещеры сохранилась живопись, отдель­ные рисунки создавались от 28 до 14 тысяч лет назад.

В Португалии, Испании, Франции открыты наскальные рисунки палеолитического времени. В Фоз Коа (Португалия) в 1992 г. открыто более 500 рисунков: на скалах сохрани­лись гравированные контуры животных: лошади, зубры, козлы, олени, лани.

Каповая пещера (по башкирски: Шульган-Таш) находится на правом берегу реки Бе­лой, в заповедном ныне ущелье. Пещера двухэтажная, на нижнем была стоянка - 14 тыс. лет назад. Здесь же в 300-х метрах от входа найдена группа схематических рисунков, выполнен­ных красной охрой: «хижина», «лестница». Может быть, эти схемы и в самом деле изобра­жали хижину под высоким сводом пещеры и лестницу, без которой трудно одолеть почти 30- метровый подъем на верхний этаж, где открыт целый фриз - около 40-ка рисунков. Часть покрыта кальцитовой коркой, увидеть и расчистить их помогли яркие переносные фары. Возможно, есть рисунки, скрытые под наносами на полу. Четко видны силуэты семи мамон­тов, две лошади, носорог, есть расплывшиеся, неясные фигуры, самая маленькая - с двухко­пеечную монету. Сообщения об открытиях в Каповой привлекли поток туристов и пещера запестрела современными надписями: лучшую из фигур мамонтов «украсили» буквы «МГУ». Французские и испанские мальчишки подобного себе не позволяли.

Игнатиевская пещера находится на берегу реки Сим Челябинской области, ведет в нее огромный, 12Х1 2 метров вход, от него вглубь на 540 метров тянутся коридоры. В. Т. Петрин открыл 38 групп рисунков. Самый крупный - длина 2,4 метра - изображает ка­кое-то угловатое животное с двумя рогами. Реалистичны изображения мамонта, лошади, змеи, много знаков, полос, схем. Такие же знаки открыты в соседней 2-й Серпиевской пеще­ре. Уральские пещеры беднее западноевропейских, сильно пострадали от варварского «ос­воения», но монополию на пещерное искусство палеолита у Пиренеев они отобрали. Воз­можно, что еще ряд гротов в разных краях нашего Содружества расписаны в палеолите, но нет датирующих рисунков (мамонтов, носорогов). В ряде мест Сибири и Монголии на от­крытых плоскостях скал найдены рисунки в стиле палеолитического искусства. Первобыт­ные охотники, не изменившие с палеолита тип хозяйства, сохраняли и древний стиль искус­ства в неолите (новом каменном веке).

Наскальные рисунки на открытом воздухе открыты и в Сибири - на Алтае, на плато Укок, их опубликовали В. И. Молодин и Д. В. Черемисин. В местности Калгутинский руд­ник гравированы изображения быков, лошадей, оленя. Это открытие по новому освещает многочисленные сообщения о древнейших рисунках в Сибири и Монголии.

Геоглифы - рисунки, рельефы, барельефы на земле, глине. Кто из нас не рисовал па­лочкой, веткой, пальцем на песке, мокрой земле, на свежевыпавшем снегу? Такие рисунки недолговечны, но изредка и они переживают тысячелетия. В пещерах Франции и Испании сохранились несколько контурных рисунков на глине, исполненные в палеолите. Великий спелеолог Н. Кастере в 1922 году, набрав в легкие воздуха, без акваланга (его еще не изобре­ли), с резиновым мешочком на шее, где хранились спички, нырнул в холодную воду затоп­ленной пещеры Монтеспан. Исследователь рассчитал, что выплывет в незатопленную часть пещеры, и, к счастью, не ошибся. Так была открыта галерея, получившая впоследствии имя отчаянного спелеолога. В галерее Кастере сохранились рисунки на глине: мамонт, лошадь и глиняные макеты, в том числе медведя: на грубо слепленное туловище крепилась голова на­стоящего зверя.

Изредка геоглифы обнаруживают не в пещерах, а на полу наземных жилищ. Возле Сеула, в поселении Сокчанни - старше 20-ти тыс. лет - найден геоглиф - силуэт кита. В Уш­ках I, в слое VI, на полу жилища сохранился окрашенный охрой силуэт рыбы. Редчайшие застывшие мгновения жизни, пощаженные временем.

Мобильные формы палеолитического искусства находят как в глубине пещер, там, где есть рисунки и скульптура на стенах, так и в культурном слое поселений. В пещерах есть гравировки на гальках, возможно, эскизы настенных росписей: в Лимейле нашли 137 таких галек, в Парнальо - 1430! К шедеврам древних графиков относятся рисунки на гальках из Коломбьер: лошадь, носорог, пораженный стрелами. Гальки смазывали жиром, охрой и ри­совали на одной несколько раз: рисунки наслаивались один на другой. Есть такие наслоения и на Большом плафоне Альтамиры и стенах ряда пещер.

В Брюникеле найдена копьеметалка в виде вздыбленной лошади, в Мас д'Азиль - го­лова лошади - безвестные скульпторы достигли вершин мастерства, непревзойденных скульпторами и резчиками во всей последующей истории ваяния лошадей. Прекрасны го­ловки лошадей из Истюриц, козленок и куропатка на рукоятках копьеметалок в Мас д'Азиль; гравированный пасущийся олень из Твингена; бизон, повернувший голову к спине из Ля Мадлен - все эти западноевропейские находки выполнены из рога, кости, бивня.

Рис. 23. Голова лошади из пещеры Мас д'Азиль, Франция.

В Дольне Вестонице (Чехословакия) 24 тыс. лет назад изготовлена серия фигурок из обожженной глины: львица, носорог, росомаха, лошадь, широкобедрая Венера и прекрасная женская головка из слоновой кости. Такая «портретная» фигурка человека - редкая находка: есть еще крошечная головка из Брасемпуи и 5 фигурок женщин с проработанными чертами лица из Мальты и Бурети - двух соседних поселений на Ангаре. Всего в этих поселениях найдено 36 фигурок людей, на большинстве подчеркнуты женские признаки, изображены худощавые девичьи фигурки. Интересно, что в ногах части фигурок - отверстие для подве­шивания вниз головой.

В Костенках найдена самая большая серия женских фигурок, передающих черты пол­ных, много рожавших матрон - более 60-ти. Часть из них в ямках у очагов. Две танцующих женских фигурки найдены в Гагарине, в Мезени - серия из 30-ти стилизованных условных фигур - мужских, женских и сочетающих признаки обоих полов. Часть мезинских фигурок украшена тончайшим орнаментом: вырезать его по мамонтовому бивню было бы нелегко даже стальным орудием. Это сделано каменным резцом по размягченному бивню, А. К. Фи­липпов предполагает, что бивень выдерживали в какой-то кислоте (растительной, муравьи­ной). Под микроскопом видно, что отдельные мезинские рисунки не вырезаны, а продавлены - на твердом бивне этого не сделать. На Майнинской стоянке на Енисее 20 тыс. лет назад слепили и обожгли изображение человека из глины, обобщенно-условное, как и большинст­во скульптурных и графических изображений людей верхнего палеолита.

Человек и зверь - ведущие сюжеты палеолитического искусства. В реализме и час­тоте изображений человек как - будто проигрывал. Графика, скульптура, живопись явно от­дают предпочтение образам зверей, среди них чаще встречаются реалистические шедевры, да и обобщенно-условные образы, например, фигурки мамонтов из мягкого камня-мергеля в Костёнках мастерски передают черты животного. Но образы эти связаны неразрывно, как были связаны охотники и их жертвы - кормильцы и соперники в борьбе за выживание. Для нас сегодня животные - друзья, братья меньшие, но редко сама жизнь зависит от них, созна­ние единства и неразрывной связи с природой у горожан притупилось. Люди древнего ка­менного века напоминают нам об этом. Органическую связь человека и зверя наглядно вы­ражают фигуры колдунов, ряженых: люди-серны из Тейжа, «Владыка зверей» из Трех брать­ев - всего открыто около 100 таких изображений: примерно одна пятая всех рисунков и скульптур человека, датированных верхним палеолитом.

Рис. 24. Пасущиеся олени, Лимейль, Франция.

Рис. 25. Фигурки из Мальты и Бурети.

Наглядны композиции, самая знаменитая из них открыта у входа в скальное убежище Лоссель (Франция). На трех каменных плитах, стоявших у входа,- барельефы нагих полных женщин в стиле статуэток-матрон, у каждой в правой руке - рог. Центральная фигура - с ро­гом бизона, на нем 13 насечек. Б. А. Фролов видит в этой цифре число дней от новолуния до полной луны, другая версия - 13 месяцев лунного года. Плиту с центральной Венерой и ска­лу натирали красной охрой. Напротив ряда женщин в 5-ти метрах - еще три камня, на цен­тральном - фигура мужчины с копьем, на двух других - лань (с одной стороны камня - голо­ва, с другой - задние ноги) и две соединенных человеческих фигуры. Дата: 20-18 тыс. лет назад. В гроте Ля Мадлен у входа в скале изваяны две женские фигуры, напоминающие зна­менитую Рембрандтову «Данаю» из Эрмитажа, рядом с правой - фигура лошади, рядом с левой - бизон. Найден там же олений рог, на одной стороне которого гравирован силуэт че­ловека с палкой на плече, на фоне двух лошадиных голов. За спиной человека, нижняя часть ног которого не показана, рыба-угорь в какой-то ловушке, т. е. вся сцена в воде. На другой стороне рога - головы двух туров - быка и коровы и короткие нарезки - штрихи. Такие ком­позиции, как в Лоссель и Ля Мадлен, еще в 30-е годы побудили ученых к попыткам «прочи­тать текст» древних сообщений, понять, что видел в них зритель - современник художника.

Чтобы читать любой текст, нужно знать его язык. В полной мере это относится к ис­кусству. Мы живем сейчас в обществе, где людей долго отучали понимать язык русской ико­ны, классической музыки, архитектуры, живописи. Толпы пробегающих музейные залы лю­дей, не наученных с детства языку искусства, вынуждены пользоваться несколькими слова­ми примитивных оценок: похоже, красиво... Увы, автор стал учиться читать и понимать жи­вопись, музыку уже взрослым, когда любой язык дается труднее, чем в детстве, и потому хорошо знает, как скверно чувствует себя человек «без языка», Язык палеолитического ис­кусства, систему его образов пытаются читать второе столетие. Сначала возобладали попыт­ки свести все к практическим целям: охотничья магия, наглядные пособия при обучении и т. п. Примерно, как если бы искусство сегодня сводилось к рисункам на переходах через улицу и трансформаторных будках.

В 60-е годы Б. А. Фролов в Новосибирске и А. Маршак в Гарварде обнаружили в гра­фике палеолита: в нарезках, лунках, ямках, в орнаменте числовые закономерности: повторя­лись числа 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12 и производные от них. На произведениях искусства помеща­лись лунные и солнечные календари, точки равноденствия светил; охотники, которых в учебниках по старинке рисовали с камнями над медведем, создали начала математики и ас­трономии. Тогда же француз А. Леруа-Гуран применил статистический метод к пещерному искусству: в 66-ти пещерах с росписями он насчитал 610 изображений лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 176 козлов, 137 быков-туров, 135 ланей, 112 благородных оленей и 84 - се­верных, 36 медведей, 29 львов, 16 носорогов. Ученый обнаружил, что повторяется пара би­зон-лошадь (пара бизонов - пара лошадей). В парах самец-самка, либо партнера заменяет знак-символ - мужской либо женский. Часто вторгается третий персонаж: олень, козел. Формула 2+1 повторялась более 200 раз.

А. Леруа-Гуран и другие исследователи пришли к выводам, что пещера воспринима­лась как женщина - мать Земля, проникновение вглубь ее символизировало культ плодоро­дия, воспроизводство зверей-кормильцев. Эта простейшая реконструкция еще несла в себе следы магической теории. Далее выяснилось, что пещеры расписывались по определенному плану, так же как в позднейших храмах есть строго определенная закономерность росписей для каждой из религий. Структура персонажей повторяет структуры мифов, их закономерно­сти, выявленные нашей отечественной наукой, в частности, В. Я. Проппом.

Как при дешифровке неизвестной письменности структуру текста сравнивают в би­лингве - двуязычной надписи с той ее частью, язык которой известен, и учатся читать неиз­вестную, так и сюжеты и образы мировой мифологии накладывают на однотипные структу­ры палеолитического искусства. Ученые от отдельных догадок перешли к «чтению» древ­нейшего искусства. Надежность прочтения, разумеется, относительная, ведь язык искусства отличается от языка простых текстов глубиной, многослойностью, бесчисленными вариа­циями. Талантливое произведение современного художника имеет множество прочтений, а со временем к ним добавляются новые. Знакомые с детства стихи, мы читаем с возрастом по другому и даже в «Мухе-цокотухе», читая внукам, обнаружим глубину, незамеченную ни в детстве, ни в молодости, когда читали ее своим детям.

Мифы - в обыденном их понимании - это античные, библейские, древнеиндийские сказания о сотворении мира и человека, о богах и героях, чудесах и волшебстве. Адам и Ева, Зевс и Афродита, подземные царства и заселенные духами небеса - сотни, тысячи сюжетов входят в сознание с детства и воспринимаются, как реалии жизни. Мифотворчество - важ­нейшее явление в истории человечества, первичная форма проявления духовной жизни, форма осознания окружающего мира и себя в этом мире.

Миф соединяет в себе позитивные научные знания, образное отражение мира - ис­кусство, потребность человека в вере, в чудесном, иррациональном - религию и нормы по­ведения в обществе - этику. Миф объемлет духовную жизнь целиком, вот почему сведение его только к искусству или только к религии ошибочно. Анализируя структуру мифов, уче­ные обнаружили, что в ней отразилась глубинная структура человеческого сознания. В чу­котском мифе есть сюжет о человеке, который попал в чудесную страну с иным ходом вре­мени. Вернувшись в свое селение, он обнаружил, что родные, соседи давно умерли, живут другие люди. Такой же сюжет записан в Китае. Миф опередил один из выводов теории отно­сительности о возможности разного хода времени. В мифах народов мира можно найти преддверия множества основополагающих научных идей. Шаман каменного века думал так же хорошо, как современный ученый-теоретик, только, разумеется, на своем уровне развития культуры.

У народов Амура сохранился миф о времени, когда одновременно на небе всходили три солнца и стояла губительная жара. Герой - нанайцы зовут его Кадо - из лука сбил два лишних солнца, такой же миф записан в Китае - солнц было 10, на Суматре и у индейцев Калифорнии, где герой - койот глотал лишние из девяти солнц и девяти лун. Если калифор­нийский вариант не появился самостоятельно, то прийти из Азии он мог только в палеолите. На Амуре, в Маньчжурии, Корее и Японии сохранились древнейшие следы мифа, герои ко­торого в японском варианте - богиня Солнца Аматэрасу и бог ветра Сусаноо. Изображения этих героев и композиции с их участием на Амуре и в Японии уходят на глубину 7 тыс. лет, но древнейшее каменное изображение Сусаноо в виде мужского символа найдено на япон­ской палеолитической стоянке Ивато - 20-16 тыс. лет. Чукотский миф о Вороне - творце мира и людей в деталях совпадает с мифом индейцев-атапасков на Аляске. Археологи знают, что культура предков атапасков пришла из Азии 12 тыс. лет назад, с ней и перелетел мифи­ческий Ворон. Турнир человека-птицы с быком из Колодца в Ляско повторялся в искусстве, ритуалах, играх в разных вариантах у народов Азии и Европы, в виде корриды добрался до современной Мексики. Гуси-лебеди на скалах, горшках, рукоятках кинжалов ныряют в воды потопа, чтобы в клювах достать для нас, людей, землю, уже тысячи лет по всей Евразии. Олени с красными, позднее - с золочеными рогами несут на них Солнце, а капли их крови из ран, нанесенных медведем, застывают на небе Млечным Путем. Сюжеты мифов, меняя име­на и реалии, приходят к нам из освещенных жирниками пещер и с гравировок на мамонто­вом бивне так же, как с этих гравировок слетели календари, по которым мы встречаем Но­вый год, мешая при этом календарь солнечный и лунный. Именно лунный украшает своим зоопарком наши новогодья.

Искусство охотников на мамонтов как мощный прожектор высветило в прошлом вкус к красоте и гармонии, сложный духовный мир, воплощенный в мифах. Тексты мифов вошли в священные писания многих культур: в Библию, Коран, буддийские сутры, конфуцианский канон и через них - в современную культуру. Из мифов выросла мировая литература, все основные ее жанры: поэзия, новелла, драма. Мифотворчество продолжается, преломляя в себе достижения человека. Космические пришельцы, минуя радары, беспрерывно посещают землян, успешно избегая каких-либо видимых и осязаемых следов своего пребывания. Снежные люди от Гималаев добрались уже почти до окраин городов и только ученым никак не удается пожать им волосатую руку. Будущие мифологи непременно обнаружат среди ста­ринных и новейшие мифы: так будет всегда, пока люди остаются людьми.

Сегодня мы твердо знаем, что искусство родилось не от случайного черканья по сте­нам пещер, не от взгляда на облака и причудливые корни. Чтобы увидеть образ в природе, человек сначала должен стать художником. Пройдя через сотни тысяч лет поиска эстетиче­ской гармонии, через натуральное творчество, человек разумный создал творчество художе­ственное, отобразил в нем себя, свое понимание мира, красоту зверя и загадочность челове­ка.

Контрольные вопросы

1. Почему открытие Альтамиры было встречено с недоверием?

2. Что и когда нарисовано в Альтамире? В Ляско?

3. Что рисовали палеолитические художники?

4. Что показали открытия Шове и Коске?

5. Что Вы знаете о уральских пещерах с живописью палеолита?

6. Где сохранились и открыты наскальные рисунки палеолита?

7. Расскажите о мобильных (малых) формах палеолитического искусства

8. Опишите находки произведений искусства в Костёнках, Мезине, Мальте, Бурети.

9. Какие фигурки найдены в Долне Вестонице?

10. Что такое миф, какова его природа?

11. Приведите примеры мифов, корни которых в палеолите.

<< | >>
Источник: Бродянский Д. Л.. История первобытного общества. Владивосток: ДВГУ,— 109 с.. 2003

Еще по теме Лекция пятая РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА:

  1. § 5. Рождение религии и искусства
  2. Лекция пятая
  3. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  4. Ступень пятая
  5. Пятая цель: среда обитания
  6. Часть пятая. ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИ
  7. Пятая революция (1868-1873).
  8. ГЛАВА ПЯТАЯ. Кадровое планирование в организации
  9. ПЯТАЯ МИНА: ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПРОВОДИМЫЕ В ОФИСЕ
  10. При рождении ребенка