<<
>>

5. КУЛЬТУРА РОССИИ В 30 - 50-е годы XVIII в.

Развитие национальной культуры продолжалось во второй четверти XVIII в., с тем, однако, отличием от предыдущего периода, что на нее оказывало большое влияние дворянство, а также засилье иностранцев.

Выдающимся идеологом дворянства второй четверти XVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - историк, географ и администратор. Татищев обнаружил Краткую редакцию "Русской Правды" и Судебник 1550 г., написал первый обобщающий труд по отечественной истории - пятитомную "Историю Российскую", опубликованную после его смерти. Татищеву принадлежит первая попытка составить русский энциклопедический словарь - "Лексикон российской", доведенный до буквы "К".

Научные интересы Татищев совмещал с государственной деятельностью. В 30-х гг. он возглавлял Оренбургскую экспедицию, управлял уральской промышленностью, а в 40-х гг. занимал должность астраханского губернатора.

Практическую и научную деятельность Татищев подчинил возвышению дворянства, которое он считал "главнейшим и честнейшим станом государства".

Татищев - сторонник монархической формы правления: в России, по его мнению, "демократия никак употребиться не может, ибо пространство великое государства тому препятствует". Опыт истории страны в период феодальной раздробленности свидетельствует о непригодности и аристократической формы правления, так как это время сопровождалось междоусобной борьбой удельных князей, ослаблением Руси и завоеванием ее монголо-татарами. В итоге рассуждений Татищев пришел к выводу, что "самовластное правительство у нас всех прочих полезнее, а прочие опасны".

Обоснование сохранения привилегий дворянства сочеталось у Татищева с требованием предоставить купечеству льготы, ибо, "где оное свободно торгует, там и богато, а когда купечество богато, то все государство богато, сильно и почтенно".

Татищев защищал крепостническую систему и феодальную эксплуатацию крестьян. Он считал, что в России "вкоренившийся обычай неволи переменить небезопасно". Но крепостное хозяйство Татищев мыслил организовать не по старинке, а с учетом развивавшихся денежных отношений. Отсюда забота Татищева о повышении продуктивности вотчинного хозяйства, о наделении крестьян землей, скотом и орудиями производства, о распространении грамотности среди крестьян, так как он считал невежество причиной выступлений Болотникова и Разина: "Где науки процветают, там бунты неизвестны".

Усиление влияния дворянства сказалось и на характере просвещения. Часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращалась в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ был организован Артиллерийский и инженерный корпус. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости. Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы.

Центром научной мысли становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые, среди которых было немало крупных знатоков своего дела. Творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению, связана с Петербургской Академией наук. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика Б. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира. Для плодотворной работы ученых были созданы благоприятные условия. Швейцарец Бернулли в связи с переездом для работы в Петербург своих сыновей писал: "Лучше несколько потерпеть от сурового климата страны льдов, в которой приветствуют муз, чем умереть от голода в стране с умеренным климатом, в которой муз обижают и презирают".

Наряду с учеными, много и плодотворно работавшими в Петербургской Академии наук, в ее составе было немало чиновников и проходимцев, которым были чужды интересы русской науки и которые нанесли прямой вред развитию и распространению научных знаний в России. К ним в первую очередь относился советник канцелярии и библиотекарь Академии наук Шумахер, угодливый и раболепный по отношению к влиятельным лицам и заносчивый, надменный к ученым, в особенности к русским. М. В. Ломоносов писал о Шумахере: "...мой ненавистник и всех профессоров гонитель и коварный и злохитростный приводчик в несогласие и враждование".

Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет.

Результаты первой Камчатской экспедиции (1725 - 1730) не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, "есть ли соединение Камчатской земли с Америкой". Несколько лет (1733 - 1743) продолжалась вторая Камчатская экспедиция, грандиозная по масштабам и фактически состоявшая из трех самостоятельных отрядов: 1) собственно Камчатской экспедиции, базировавшейся на Камчатке, во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым; ее задача состояла в том, чтобы открыть морской путь в Америку; 2) Северной экспедиции, состоявшей из пяти отрядов, составлявших карту и описание Северного морского пути с целью изучения возможности продвижения судов из Архангельска в Тихий океан. Северные отряды экспедиции, руководимые бесстрашными мореплавателями С. И. Челюскиным, В. В. Прончищевым, С. Г. Малыгиным, Д. Я. и Х. П. Лаптевыми и другими, нанесли на карту и описали почти все северное побережье Сибири; 3) сухопутного отряда, снаряженного Академией наук, в который вошли ботаник Гмелин, историк Миллер, астроном Делиль и другие ученые, а также пять студентов, среди которых находился "студент натуральной истории" С. П. Крашенинников.

Путевые наблюдения Гмелин изложил в записках "Путешествие по Сибири".

В четырехтомном труде "Флора Сибири" он описал около 1200 видов растений. Усилия Миллера были направлены на разыскание и копирование документов, связанных с освоением русскими Сибири и историей географических открытий. Им, в частности, были обнаружены документы, свидетельствующие об открытии Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки. В коллекции Миллера сохранились копии уникальных документов, подлинники которых давно утрачены.

С. П. Крашенинников считается основоположником русской этнографии. Им составлено "Описание земли Камчатки", в котором собраны сведения о природе полуострова и его населении: быте, обрядах, одежде и т. д. Труд Крашенинникова, переведенный тогда же на основные европейские языки, не потерял своего научного значения и в настоящее время.

Главный научный подвиг второй Камчатской экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г. В. Беринг, А. И. Чириков и их спутники первыми из европейцев увидели северо-западное побережье Америки, о котором они сообщили достоверные сведения.

Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма, представленного произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели, печатным словом оказывающие активное влияние на развитие общественной мысли.

Классицизм является общеевропейским литературным направлением XVII XVIII вв. Его характерные особенности состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма. Классики изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков или добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, жестокость и человеколюбие и т. д.

Русский классицизм, зародившийся позже западноевропейского, наряду с общими с ним чертами имел и ряд особенностей. Представители русского классицизма в меньшей мере обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной жизни и делали попытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее распространенной формой произведений русских классиков была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 - 1744), по определению Белинского "первый светский поэт на Руси", был образованнейшим человеком своего времени, превосходным знатоком древних и западноевропейских языков. Первоначально он занимался переводами, но широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, проникнутых горячей защитой петровских преобразований и высмеивающих невежество, взяточничество, ханжество. Кантемир перевел с французского и издал в 1740 г. книгу академика Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", популяризирующую гелиоцентрическое учение Коперника. Синод, признав эту книгу "противной вере и нравственности" и подающей "причину к натурализму и безбожию", приказал ее "везде отобрать". Антиклерикальный характер творчества Кантемира выразился в том, что он в одной из своих сатир вывел мракобеса, противника просвещения Г. Дашкова. "Адам дворян не родил, - смело заявил Кантемир, - все люди произошли от простых земледетелей", "между вольным человеком и холопом природа никакой разницы не поставила в составе тела: та-ж кровь, те-ж кости, та-ж плоть". Сатиры Кантемира приобретали общественное значение именно потому, что сюжеты для них взяты из российской действительности.

Первый профессиональный писатель России Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1769) прошел тяжелый жизненный путь. 20-летним юношей он покидает отчий дом, занимается в Славяно-греко-латинской академии в Москве, а затем в университете Парижа.

Литературная деятельность Тредиаковского началась с перевода романа французского писателя Поля Тальмана "Езда в остров Любви" - первого печатного художественного произведения на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаковского принадлежит большое количество од, пышно и торжественно воспевавших несуществующие добродетели и величие бездарных императриц. Однако Тредиаковский заслужил признательность потомков не своим поэтическим творчеством, в котором он уступал многим своим современникам, а теоретическими изысканиями в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения. Он написал учебник по теории поэзии "Новый и краткий способ к сложению российских стихов", ряд критических и историко-филологических работ: "Рассуждение об оде вообще", "Рассуждение о комедии вообще" и др. Утверждению новых форм русская литература обязана не Тредиаковскому, лишенному значительного поэтического дарования, а его более талантливым современникам, и прежде всего Ломоносову.

Биография вдохновенного поэта и ученого с мировым именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) имеет много общего с биографией Тредиаковского. 19-летний Ломоносов отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. в числе других 12 лучших учеников был направлен в Петербургский академический университет, а в конце того же года командирован в Германию, откуда вернулся на родину в 1741 г. В 1745 г. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый проявил универсальность интересов. Недаром Пушкин писал о нем: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Ученый занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геологии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих отраслях знаний Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших его век. Ему принадлежит открытие закона сохранения материи и движения. Он его формулировал так: "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте". И здесь же добавлял: "Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения".

Ломоносов являлся одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшего господствовавшую тогда теорию теплорода, согласно которой нагревание и охлаждение тел происходит в результате проникновения в них и исчезновения невесомой жидкости теплорода. Им высказан ряд интересных суждений об атмосферном электричестве, его происхождении, способах борьбы с грозовыми разрядами. Он предвидел большое будущее электричества; его использование, по мнению ученого, открывало "великую надежду к благополучию человеческому".

Теоретические работы Ломоносова были тесно связаны с практикой, он сконструировал многочисленные приборы, приспособления и инструменты: самопишущие метеорологические приборы, перископ, ночезрительную трубу, с помощью которой можно было ночью лучше различать скалы и корабли.

Велики заслуги Ломоносова в развитии горного дела и минералогии. В 1745 г. он закончил исследование "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", в котором изложил начальные сведения физической теории проветривания глубоких шахт. В конце жизни он составил руководство "Первые основания металлургии или рудных дел", содержащее множество практических советов. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, ввел в оборот слова и понятия, употребляемые в настоящее время: "атмосфера", "чернозем", "горный хребет", "удельный вес", "клин" и т. д.

В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнообразной и плодотворной. В 1755 г. он выпустил "Российскую грамматику", чем подготовил почву для создания современного русского языка, очищенного от архаичных церковнославянских слов. Интерес к прошлому нашел отражение в написанной Ломоносовым "Древней Российской истории", направленной против норманнской теории происхождения Русского государства.

Увеличение естественного прироста населения за счет сокращения смертности и повышения рождаемости Ломоносов считал важнейшим условием развития производительных сил. Он протестовал против неравных и насильственных браков, требовал ведения эффективной борьбы с разбойниками и т. д.

Сторонник просвещения, Ломоносов отдавал много сил организации преподавания в гимназии и университете при Академии наук. Но главная его заслуга в распространении просвещения состояла в основании вместе с И. И. Шуваловым в 1755 г. Московского университета. План организации университета, составленный Ломоносовым, предусматривал преподавание на русском, а не на латинском языке, предоставлял возможность учиться представителям непривилегированных сословий.

Ломоносов вошел в литературу в 1739 г., когда написал знаменитую оду "На взятие Хотина". В его дальнейшем творчестве русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Поэзию Ломоносова отличали оптимизм, высокая гражданственность, глубокая вера в будущее России. Он твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".

<< | >>
Источник: Николай Иванович ПАВЛЕНКО, Игорь Львович АНДРЕЕВ, Владимир Борисович КОБРИН, Владимир Александрович ФЕДОРОВ. ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года. 2004

Еще по теме 5. КУЛЬТУРА РОССИИ В 30 - 50-е годы XVIII в.:

  1. Швейцария в годы Французской революции XVIII в.
  2. Развитие культуры в послевоенные годы.
  3. 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
  4. Основные стили в европейской культуре XVII—XVIII вв.
  5. 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
  6. 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
  7. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  8. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  9. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  10. 46. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ
  11. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30-50-е годы XIX века
  12. § 49. Русская культура XVI-XVIII ВВ.
  13. 2. Послепетровский период. Основные этапы политической истории России в XVIII в.
  14. 3. Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIX вв
  15. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х — 90-е годы). Стабилизационные программы
  16. Глава XX КУЛЬТУРА И БЫТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
  17. § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
  18. 41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в