<<
>>

Культура и искусство в средние века.

Гибель Римской империи и начало эпохи средних веков сопровождалось упад-ком созданной в античности культуры. В странах Европы на протяжении всего Средневековья было немного образо-ванных или даже просто грамотных людей.
Школы суще-ствовали лишь при монастырях и больших кафедральных соборах. Постепенно в процессе возникновения городов появляются также и городские школы. Кроме того, владельцы замков часто приглашали для своих детей учителей, которые обычно бывали священнослужителями. Обучение шло не на родном, а на латинском языке. Во всех школах обучали семи свободным искусствам. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове — грамматике (умению читать и писать), риторике (умению связно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить).

Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о числах — арифметика, геометрия, астрономия, а также музыка. В городских школах учили и основам естествознания. Учебников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Библии и других книг, почитаемых церковью.

При этом ученик не должен был толковать и объяснять заученные тексты, — это право принадлежало исключительно учителю. Выпускник школы мог стать или священником, или ис-пользовать свои знания на службе у знатного сеньора, или продолжить образование в одном из университетов.

В конце Х1-ХП вв. в Европе возникли первые высшие школы. Название такой школы — университет — взято из латыни, где слово «университас» означает «совокупность, Общность». Высшая школа — это сообщество учителей и учащихся. В университетах изучалось богословие (изложение и толкование христианского вероучения), право (наука о законах и их применении), медицина. Занятия во всех университетах велись на латинском языке. Поэтому поступить в них могли юноши из разных стран.

Выучив латынь в школе, они свободно понимали речь преподавателей. Сту-денты нередко перебирались из города в город, из страны в страну и учились то в одной, то в другой высшей школе, привлеченные славой преподающих там ученых. Распрост-раненными формами занятий в университетах были лекции (по-латински «лекцио» — чтение) — преподаватель, назы-вавшийся профессором или магистром, читал отрывки из книг и пояснял их содержание, а студенты на слух записывали высказанные им мысли: такая форма занятий объяс-нялась тем, что рукописные книги стоили дорого и далеко не все студенты их имели; диспуты (по-латински «диспута- ре» — рассуждать, спорить) — словесные споры на заранее объявленную тему; участники диспута (они могли быть как преподавателями, так и студентами) защищали свою точку зрения, ссылаясь на Библию и сочинения церковных писателей; темы диспутов нередко были далеки от жизни (на-пример, «Сотворен ли человек в раю?», «Может ли дьявол придавать людям вид животных?»), но участие в них раз-вивало у спорящих умение доказывать свои мысли, исполь-зовать накопленные знания. В XV в. в Европе было более 60 университетов. Преподаванием права славился университет в Болонье (Италия), медицины — университет в Са- лерно (Италия), богословия — университет в Париже. Приобрели известность также университеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).

Большинство жителей средневековой Европы было не-грамотно, поэтому важное место в литературном творче-стве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записы-ваться. Среди них французская поэма «Песнь о Роланде», посвященная описанию героической гибели одного из вое-начальников Карла Великого в борьбе с испанскими арабами.

Немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах» содержит предания, восходящие ко времени Великого переселения народов и создания германских королевств на территории Западной Римской империи. В ХИ-ХШ вв. наряду с безы-мянными жонглерами творили поэты, имена которых были известны при дворах королей и знатных сеньоров Европы: например, поэты-рыцари Бертран де Борн, Вальтер фон дер Фогельвейде, поэтессой была и Алиенора, нсена английского короля Генриха И. Они прославляли в стихах военные подвиги рыцарей, оплакивали смерть близких, воспевали любовь. Во Франции этих поэтов называли трубадурами, в Германии — миннезингерами.

В процессе возникновения городов их обитатели создавали свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане. К произведениям городской литературы относится стихотворный «Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса — изворотливый и умный горожанин.

Одним из самых знаменитых поэтов Средневековья был итальянец Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Он создал по-эму, названную им «Комедия» (позднее «Божественная ко-медия»). В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай. Данте знал и любил древнеримскую литературу, в поэме его проводни-ком по аду и чистилищу представлен прославленный рим-ский поэт I в. до н. э. Вергилий. В ад Данте помещает жестоких правителей, скупцов-стяжателей, своих личных врагов. Самое страшное наказание в описании ада, сделан-ного Данте, уготовано предателям (убийце Цезаря Бруту, предавшему Христа Иуде и другим) — их грызет Дьявол.

До XI в. в средневековой Западной Европе почти не велось каменное строительство. В Х1-ХИ вз. повсеместно возводятся каменные замки, монастыри, храмы. Все эти постройки имеют толстые, гладкие стены с небольши-ми окнами, массивные колонны, поддерживающие пере-крытие, мощные башни, полукруглые арки.

Не только замки, но храмы и монастыри напоминали собой крепости и служили убежищем окрестному населению во время военных действий. В новое время такие постройки назвали романскими (от латинского слова «Рома» — Рим). Дей-ствительно, средневековые строители изучали развалины древнеримских сооружений и заимствовали у римлян не-которые строительные приемы (например, полукруглую арку). До наших дней сохранились десятки романских построек, так как замок Тауэр в Лондоне, собор в Шпайе- ре — место захоронения германских императоров, собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный знаменитым рельефом, изображающим Страшный суд, и др.

С возникновением и ростом городов стал складываться новый стиль в архитектуре — готический. Название возникло в эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.), оно происходи-ло от имени германского племени — готов — и носило уничижительный характер, готический, — то есть, вар-варский, непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми. Мы продолжаем пользоваться этим названием, хотя оно неудачно, так как постройки создавались не готами, а французами, немцами, англичанами и другими народами Европы. Готические постройки по справедливости считаются замечательными про-изведениями средневекового искусства. Готические соборы, к примеру, отличались более тонкими, чем в романских сооружениях стенами, увенчанными остроконечными ба-шенками, большими окнами, стрельчатыми арками. Готический собор являлся самым высоким зданием города и главным его украшением. Он был возведен на высоком месте и виден издалека. В строительстве собора обычно уча-ствовало все население города. Большие окна готических соборов заполнялись витражами — картинами на библей-ские темы, собранными из кусков цветного полупрозрачного стекла. К числу самых знаменитых готических построек можно отнести собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе и Шартре (Франция); в Магдебурге и Наумбурге (Германия); в Солсбери (Англия); ратуши — в Штральзунде (Германия), в Брюгге (Бельгия) и многие другие. Романские и готические соборы украшались скульптурами, изоб-ражающими Иисуса, Богоматерь и святых. В некоторых соборах ставили статуи королей и знатных сеньоров, внесших пожертвования на строительство собора.

Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли. Выдающийся мыс-литель Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) имел свою школу в Париже. Как и другие богословы, он считал, что Священное Писание лежит в основе всякой мудрости. При этом Абеляр полагал, что человек может с помощью разума до-бывать и новые знания. Он учил, что мысли и утвержде-ния, высказанные папами и знаменитыми богословами, должны быть проверены логическими рассуждениями. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания наиболее почитаемых католической церковью богословов («отцов церкви»). Своей книгой Абе-ляр доказывал, что при оценке чужих мыслей и мнений, нередко противоречивых, следует полагаться на свой разум и умение рассуждать. Чтобы верить, утверждал он, надо понять то, во что ты веришь. Абеляр, таким образом, поставил разум выше слепой веры. Против Абеляра выступили многие богословы и священнослужители. Его сочинения были осуждены, а самого Абеляра вынудили уйти в монастырь. Главным противником Абеляра был другой знаменитый богослов Бернар Клервосский (1090—1153 гг.). Он не верил, что слабый человеческий разум может познать тайны мироздания. Людям, по его мнению, остается только молиться и ждать, когда Бог дарует им озарение и приоткроет частичку этих тайн. Бернар полагал, что «нерассуж- дающая» вера в Бога выше разума.

Крупнейшим и наиболее почитаемым церковью мыслитет лем был сын итальянского графа Фома Аквинский (1225— 1274 гг.). Его главное произведение «Сумма богословия» содержит изложение и обобщение основ вероучения христиан-ской церкви. Фома утверждал, что вера не может противо-речить разуму: если выводы, к которым приходит человек путем собственных рассуждений, противоречат учению церкви, значит эти рассуждения неверны. По мнению Фомы, одни положения христианской религии можно понять разумом (например, существование Бога, бессмертие души), дру-гие же разуму недоступны, в них можно только верить (например, в Троицу — то есть, в то, что Бог один и одно-временно существует в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Дух Святой). Фома Аквинский изучил сочинения древнегре-ческого ученого Аристотеля. Вслед за ним Фома считал луч-шей формой правления монархию; подобно Аристотелю, он полагал, что жестокого и несправедливого монарха народ вправе лишить власти. По мнению Фомы, все земные государи должны повиноваться папе римскому. Руководители церкви называли Фому Аквинского «всеобщим наставником».

Споры ученых богословов друг с другом были непонятны простым верующим. Большее влияние на них оказывали не богословы, а странствующие монахи, выступавшие с про-поведями на площадях городов и деревень. Самым знамени-тым из них был уроженец итальянского города Ассизи — Франциск (1182—1226 гг.). Он был сыном зажиточного торговца, но ушел из семьи, отказался от богатства и стал жить за счет подаяний. Франциск проповедовал в Ита-лии, Франции, Испании. Он призывал к смирению, отказу от имущества, любви ко всем Божиим созданиям — людям, зверям, птицам, растениям. Ученики и последова-тели Франциска странствовали по Европе, призывая следовать заповедям Христа. Папа Иннокентий III имел встречу с Франциском Ассизским и дал ему свое благословение; он разрешил создать орден (организацию) странствующих монахов — францисканцев.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме Культура и искусство в средние века.:

  1. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  2. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  3. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  4. 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  5. Личность в средние века (И)
  6. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  7. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  8. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  9. Личность в средние века (I)
  10. 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
  11. 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
  12. V. MEDIUM. Средние века, ок. 750-1270 гг.
  13. § 31. Индия в Средние века
  14. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  15. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  16. § 32. Китай и Япония в Средние века
  17. Проблема 26. Учреждения культуры и искусства
  18. Глава 7. Государства Востока в Средние века
  19. Политическое развитие Индии в Средние века.
  20. ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА