<<
>>

КРЕСТ

Крест, наряду с квадратом, кругом, треугольником, стрелкой, или галочкой, принадлежит к простым основным знакам, проходящим через всю историю человечества. Временами его называют «знаком знаков»: в науке он означает «сложение», «прибавление», «положительную величину».
Однако в связи с распятием Христа его очень рано превратили в символ христианства. В христианском мире крест присутствует повсюду: на церквах, на могилах, на памятниках, на гербовых щитах, на государственных флагах. Христиан крестят, начертав знак креста на челе; священники крестом благословляют их; осеняя крестным знаменем, прощают; католики, в отличие от православных, осеняют себя крестным знаменем слева направо и когда они молят Бога о помощи, и когда они слушают Евангелие.

Средневековые крестоносцы носили знак креста на плащах. Существуют различные варианты христианского креста, каждый из которых несет особый смысл и как символ, и как украшение. [ДАННЕНБРОГ]

В Европе, однако, наряду с христианскими крестами, издавна существовали их дохристианские эквиваленты.

Лучше всего известна древнейшая свастика, или «ломаный крест», название которого восходит к санскритскому слову svasti [благополучие]. Согласно китайским верованиям, свастика означала «несчастье», если была повернута влево и вниз, и «счастье», когда была повернута вправо и вверх. Скандинавский вариант представлял две скрещенные молнии или две скрещенных горящие палочки. Кельтский зак­ругленный вариант, повсюду встречающийся в Ирландии, символизировал солнце. Свастика имела уже тысячелетнюю историю, когда гитлеровские неоязычники сделали современный вариант свастики эмблемой своей партии.

Другим примером переноса восточных и нехристианских знаков являются tamga (геральдические) фигуры древних сарматов. Тамги, которые временами напоминают наиболее простые китайские иероглифы, вновь появляются как племенные значки у тюрков, которые в раннем средневековье пришли на Ближний Восток.

Полагают, что они затем отразились и в исламской геральдике, с которой крестоносцы встретились в Святой Земле. Но они также поразительно похожи на те знаки, которые в несколько более поздний период появились в неповторимой геральдической системе Польши. Это наводит ученых на мысль, что притязания польской шляхты на происхождение от древних сарматов не лишены основания. Так называемую «сарматскую идеологию» шляхты, ее гербы и традицию прекрасной верховой езды связывают с наездниками

восточных степей прошлых эпох. Согласно одной из гипотез, сарматские черты в Польше можно считать наследием сарматских аланов, исчезнувших в диких лесах восточной Европы в IV в. н. э.

Символы способны вызывать самые сильные чувства. Когда в 1863 г. основан был Красный Крест, немногие из европейцев отдавали себе отчет в том, что эмблема этой организации может и не быть всеобщим символом сочувствия. Но со временем необходимо было его дополнить Красным Полумесяцем, Красным Львом и Красной Звездой [шестиконечной, для Израиля — перев]. Вот почему, когда на территории бывшего гитлеровского концентрационного лагеря в Освенциме был поставлен в память о жертвах христианский крест, начались горячие споры, поскольку некоторые не знали, что жертвами нацистов здесь оказались не только евреи, но и множество христиан. В 1993 г. девятилетний период взаимных оскорблений и сорванных соглашений завершился созданием экуменического Центра диалога и молитвы. [Освенцим]

Сарматские тамги

У Ун

Польские родовые гербы

Abdank

Leliwa

Nat^cz

Radwan

Bogorija

144 Roma

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме КРЕСТ:

  1. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели Ай-АБ и Кейнсианского креста
  2. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства
  3. ДАНЕБРОГ
  4. Задачи и решения 1.
  5. Христианство
  6. ЛИТЕРАТУРА
  7. 5. 2. Элементы внутренней среды организации
  8. Крещение Руси.
  9. Предполагать — это еше не знать
  10. ОКСФОРДСКИЙ КОМИТЕТ
  11. Контрольные вопросы для самопроверки
  12. Крестовые походы.
  13. Крестьянские восстания в Польше.
  14. Страхование от болезней и несчастных случаев
  15. ИНФЛЯЦИЯКАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
  16. Внешняя политика.
  17. Начало экономического упадка Польши в конце XVI — первой половине XVII в.