<<
>>

1. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки

В отличие от французов и испанцев, англосаксы ехали в Америку с твердым пониманием, что их ждет тяжелый труд в суровой стране. Эта ориентация на тяжелый труд накладывалась на протестантскую этику, отсюда атмосфера первых поселений: молча и напряженно люди очищают поля, пробивают дороги, строят дома.
Зато они обрели невиданную свободу для определения главных принципов своей жизни: в каждом поселении была своя религиозная община, духовная свобода выражалась в определении своих вкусов, пристрастий, верований. Но удивительным оказался факт: во всех поселениях (колониях) создавались довольно богатые домашние библиотеки, бережно собранные не только в Англии, но и в других европейских странах. На становлении американской культуры сказалось влияние ирландских, уэльских, шведских, шотландских, голландских культур при доминирующем английском влиянии.

Законы строились по английской матрице, теология — от английской церкви; искусство, образование, стиль жизни, мода, язык суда, церкви и прессы — все шло через Лондон.

Америка не знала титулованной аристократии, наследственных привилегий, господства высших слоев во вкусах, привычках, традициях. Образовалась своеобразная социальная стратификация, на вершине которой оказались крупные землевладельцы, часто неграмотные, но именно их битва за жизнь составляла неповторимый ингредиент американской культуры.

Рабочие городов и ремесленники составляли слой американского населения, численность которого росла медленнее, чем фермеров. Так формировался третий слой. К четвертому слою принадлежали несвободные рабочие, делающие самую трудную работу в сельском хозяйстве. На Юге это были рабы. Таким образом, становление американской культуры происходило своеобразно: рабская внизу, демократическая в среднем составе, аристократическая наверху.

До завоевания американцами независимости культурное развитие шло по-разному в трех регионах — пуританской Новой Англии, торговых срединных колоний и лендлордовского Юга.

В Новой Англии главенствовал пуританизм. Здесь поколение Кромвеля проявило себя с той же жестокостью, с какой оно и в Англии отвергало блеск эпохи британского Ренессанса: по праздникам вся община слушала Библию, и никто не смел работать. Никто бы не посмел в XVII веке открыть театр вблизи Бостона. К смертным грехам приравнивались пьянство и адюльтер. Но после 1691 г. появилась статья закона, согласно которой, условием получения права собственности стало наличие собственности, а не принадлежность к церкви пуритан. А прибытие в Америку гугенотов, католико-шотландцев, ирландцев разрядило обстановку строгостей.

Южные семьи, богатые родословной и материальным достатком, жили в абсолютно иной атмосфере: стремление не отставать от моды, стиля жизни Лондона, танцы, игры, охота и т.д. порождали настоящие очаги европейской культуры, далекой от религиозного фанатизма. Если на Севере тяжелый труд ради выживания диктовал разрешение жизненных проблем в прагматическом варианте, то на Юге высокая культура расцветала на дешевом труде рабов. Так, будущий первый президент Джордж Вашингтон обожал скачки, хорошее вино и мог писать приятелю в Лондон: «Пришли мне все, что в моде». Южная столица Чарльстон привлекала поэтов, музыкантов, здесь был театр.

Третьим типом культурного приспособления стали срединные колонии, растущие вокруг Нью-Йорка и Филадельфии. Эталон красоты здесь задавали квакеры: избегая танцев и фестивалей, они не осуждали их проведение у южных соседей, их идеалом было равенство и терпимость. Последнее много значило для культурного основания американской цивилизации.

Центром терпимости к различным верованиям и культурам, центром благоразумия стала Филадельфия. Первая медицинская школа и госпиталь, первый юридический журнал, первая публичная библиотека, первый научный центр астрономии, физики, математики и естествознания — все начиналось в философской столице североамериканского мира — Филадельфии.

На полках библиотек — редкие французские книги, элегантность царила на званых обедах, где шли рассуждения о мировых проблемах.

Своеобразие этой новой нарождающейся цивилизации в том, что, получив от Британии базу культурного развития, Америка испытала мощное воздействие местных обстоятельств: внушительное число трактатов на библейские темы имело несомненное продолжение в книгах об индейцах, о ведении боевых действий и кораблекрушениях.

У истоков культурных традиций североамериканской части западной цивилизации стоял выходец из Бостона — Коттон Мезер, человек необычайной энергии и учености. Именно он способствовал установлению нормальных и регулярных отношений с индейскими племенами, научил поселенцев побеждать оспу. А главное, сумел заглушить в людях чувство убогого провинциализма, привив переселенцам из Англии чувство полноценности и участия в глобальном цивилизованном процессе развития.

Джонатан Эдварде, выходец из Коннектикута, дал Америке признание: его теологические работы читали от Голландии до Бейрута. Фихте назовет его «самым оригинальным мыслителем Америки».

Благодаря этим двум великим людям Америка утвердила себя в авангарде великого века Просвещения. И даже начав одновременно с Европой «охоту на ведьм» (преследование сейлемских ведьм), Америка не знала чудовищного всплеска фанатизма, переключив обсуждение безграничного спектра вопросов, от теологических до сугубо практических, на всех прихожан. Судьи Новой Англии быстро остановили поток приговоров и обвинений, найдя в себе смелость оправдать абсолютное большинство заподозренных, закладывая основы толерантности.

В Европе только наступал «век разума», однако последняя колдунья в Сейлеме взошла на эшафот на 20 лет раньше, чем прекратили карать за колдовство в Англии, за 60 лет до приостановки машины инквизиции в Испании, за 100 лет до последней публичной казни в Германии.

Как только переселенцы обезопасили свою жизнь, обрели свою долю досуга вместе с материальным достатком, человеческий разум сразу же отошел от теологии к естественным наукам.

Широко популярными в XVIII в. стали идеи Френсиса Бэкона, провозгласившего способность человека познать тайны природы. Ботаники Дж.Клейтон и Дж.Митчел были приняты в Королевское ученое общество. А еще один член Королевского ученого общества Филадельфии Б.Франклин в 1743 г. стал у истоков Американской академии. «Американское философское общество» — это реализация в 1744 г. идеи Б.Франклина. Целью этого общества было способствование всем философским экспериментам, которые «проливают свет на природу вещей, направлены на увеличение удобств и удовольствий жизни». Лавуазье, Рейналь, Линней, Кондорсе, Бюффон и другие были иностранными корреспондентами Американской академии. Здесь созывались конференции, симпозиумы, где обсуждались доклады по новейшим проблемам времени.

Особую роль в становлении североамериканской науки сыграл Бенджамин Франклин, который по культуре и интеллекту стоял на равной высоте со всеми наиболее примечательными фигурами своего времени. Он поставил молодую Америку рядом с передовой наукой и культурой Запада: американские университеты, в основание которых были положены идеи Б. Франклина, подняли американское образование до западного уровня, а основанная им типография немедленно начала знакомить американцев с высотами европейской мысли.

В XVIII в. американские ученые стояли вровень с британским уровнем, задаваемым Робертсоном и Юмом. Созданная У.Ститом (1747 г.) история Вирджинии имела справедливую славу, а история отцов-пилигримов, написанная Бредфордом, заслужила самой высокой оценки времени. Смело и по-новому посмотрели на историю Новой Англии Т. Хатчинсон и Т. Принс.

Всего столетие понадобилось Америке, чтобы приобрести эстетический вид: Нью-Йорк уже выделялся аккуратными кирпичными домами голландских поселенцев, окаймленными ухоженными садами и «вделанными» в камень каналами. Бостон рос крупным промышленным городом по типу Западной Европы. В городах Америки не было такой массы пролетариата, как в Париже и Лондоне. Богатые купцы прибрежных городов в массе хотели смотреть в вечность благодаря кисти живописцев. Прославились в Америке Копли, Пиль, Стюарт и Вест.

К этому времени более 200 выпускников Оксфорда и Кембриджа, перебрались жить в Америку. В 1636 г. был основан первый американский колледж в Гарварде, а в 1696 г. — в Вирджинии колледж Уильяма И Мери, чуть позже пуритане Севера открыли Йель-ский колледж. В XVIII веке к ним добавились еще Принстон, Дартмут, Ратжерс, Браун и др. Великий американский историк Гиббон отметил, что постепенно население Америки получило больше возможностей для образования, чем в метрополии.

Большинство американцев уже писало и читало, чему способствовало открытие публичных библиотек в середине XVIII в. в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Ныопорте, Чарльстоне. Широко поставленная книжная торговля обеспечила читающую Америку книгами Руссо и Вольтера, Монтескье, Свифта и Мильтона, Овидия и Сенеки.

3.

<< | >>
Источник: Моисеева Л.А.. История цивилизаций. Курс лекций. Ростов н/Д: - 415 с.. 2000

Еще по теме 1. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки:

  1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  2. Рынки стран Северной Америки
  3. 42. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА В XVIII В
  4. 12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки
  5. 12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки
  6. 12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки
  7. Просветительская мысль в Северной Америке
  8. ФОНДОВЫЕ БИРЖИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  9. ЛЕКЦИЯ 4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  10. Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбы за независимость.
  11. ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
  12. Тема III ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  13. § 1. Социологическое понимание культуры
  14. Глава 15. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость и образование США
  15. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII—XIX вв.
  16. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в. 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв.
  17. ДЕСЯТЬ УРОКОВ ИСТОРИИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕВОЛЮЦИИ
  18. Два основания для группировкикадровой политики
  19. Основания для аннулирования лицензии.