<<
>>

Картина мира древних людей.

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства.
Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со-ставляющих:

самоощущение человека;

представление им о пространстве, видение его;

ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из-меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи.

Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообрази-ем составляющих его предметов и явлений, характеризую-щихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологическое (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу-дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг-ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду-ховной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро- доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др.

С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и ра-бовладельческого общества формируются мифология и мифологиче-ское сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных от-ношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфу-цианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, ми-фологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе прин-ципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода явля-ются своеобразной иллюстрацией процесса формирования че-ловеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, со-гласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка — какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который пред-ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ-ность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания.

Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот-ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека о закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстракт-ного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.

Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появ-ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую сис-темность и упорядоченность, ощущение времени, форми-руется мифологическое сознание. В этот период возникает мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред-ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су-ществовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий осо-быми способностями и качествами.

В определенные мо-менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения гос-подства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что вы-ражается в антропоморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. После-днее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви-тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность.

В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифология постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, которое понимается и как обозначение явления, и как знание, и как про-цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури-рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме Картина мира древних людей.:

  1. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  2. Виды человека. Расселение древнейших людей.
  3. 1. Политическая мысль Древнего мира
  4. 2.2. Цивилизации Древнего мира
  5. 2.2. Цивилизации древнего мира
  6. Государства Древнего мира.
  7. Пролог Гибель древнего мира
  8. Экономика стран Древнего мира.
  9. 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  10. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
  11. 1.1. Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средних веков
  12. Социальная структура обществ Древнего мира.
  13. ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  14. § 12. Культура и религия Древнего мира