<<
>>

IMPRESSION

B 1860-х годах Клод Моне и Огюст Ренуар любили рисовать вместе. Им хотелось увидеть, как каждый из них по-своему воспринимает одну и ту же сцену, чтобы затем сравнить результаты. Одно из излюбленных ими мест находилось на берегу реки в предместье Буживаль за Сен-Клу недалеко от Парижа.

Сена в Буживале Моне относится к 1869 году (см. илл. 67). Поначалу кажется, что он выбрал приземленную, чтобы не сказать банальную, сценку: люди прогуливаются по мосту в лучах заходящего солнца. Однако художник постарался достичь совершенно нового эффекта: он не изображал мир так, как он представляется или должен нам представляться, то есть реалистически или идеалистически, — он старался передать свое впечатление от этого мира. Другое его полотно Впечатление (Impression): восход солнца (1874 г.) дало имя целому направлению в живописи, ставшему намеренно и бесстыдно субъективным. Моне заплатил высокую цену за то, что упрямо шел собственным путем. Годами ему не удавалось продать ни одной картины. Современникам его произведения казались ничего не стоящи­ми или возмутительными.

Однажды, когда он уехал из Парижа, чтобы навестить новорожденного сына, кредиторы завладели его мастерской и распродали все за гроши. Он совершает попытку самоубийства.

Импрессионистов интересовали три вещи. Во-первых, им хотелось исследовать недостатки человеческого глаза: почему глаз видит одно и не видит другого. По этой причине они создавали неточный, избирательный образ. Намеренно смазанными мазками Моне пишет пятнистые волны, перекошенные окна, туманные листья и беспорядочные облака.

Во-вторых, их завораживала изумительная игра света. Моне в свое время прослужил пару лет в Африке и видел потрясающую игру света в Сахаре. Позднее он систематически экспериментировал со светом, много раз переписывая один и тот же объект.

Он написал фасад Руанского собора двенадцать раз в разное время дня и при разном освещении, так что сумел убедить публику, что в его безумстве есть определенный метод. В-третьих, они были погружены в сложную и чрезвычайно

изменчивую чувствительность и восприимчивость самого художника. И это было ключевым в том открывающем новую эпоху импульсе, который они дали современному искусству.

Иногда думают, что современное искусство, и импрессионизм в особенности, стал реакцией на реализм изображения, каким обладала фотография. [фото] На самом деле нет ничего более причудливого и преходящего, чем образ, созданный пучком света, проходящим через линзы за долю секунды при особой экспозиции и под особым ракурсом. Импрессионисты очень интересовались фотографией. Часто они даже пользовались снимками для предварительного изучения предмета. Например, Сезанн использовал фотографии и для своих пейзажей, и для своих автопортретов. Однако камера, пусть и обладавшая избирательностью человеческого глаза и зависящая от игры света, не имела ума. А ведь только благодаря разуму современные художники стали тем, чем они являются. Вот почему они в конце концов достигли своей цели, состоявшей, по словам Сезанна, в том, чтобы «затмить славою старых мастеров».

началась в 1914 г. В течение долгого времени силы Европы были направлены или внутрь, на проблемы внутренних перемен, или вовне — на новые империалистические завоевания но всему миру. Оставались лишь две труднейшие проблемы, которые угрожали сложившемуся международному порядку. Одна — это все возраставшее соперничество Франции и Германии. Вторая — так называемый «восточный вопрос».

Франко-германское соперничество восходит еще к разделу империи Карла Великого, но

но­вейшие его проявления коренились в революционных войнах. Французы не забыли, что два немецких государства — Пруссия и Австрия — вторгались во Францию в 1793 г. и 1814-1815 гг. Пруссаки и австрийцы не забыли, что 1805-1813 гг. Франция была оккупантом, в борьбе с которым они и добились современного существования и самосознания. В течение нескольких десятилетий после 1815 г. побежденная Франция и разделенная Германия не имели желания драться. Однако старая вражда не угасла, оставаясь

Мировой двигатель, 1815-1914 641

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме IMPRESSION:

  1. Процесс “управления впечатлениями”
  2. Катализатор для гипнотизера - воображение!
  3. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  4. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  5. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  6. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  7. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  8. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  9. Рассмотрим капитал бренда
  10. Что такое бренд?
  11. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  12. Мониторинг капитала бренда
  13. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  14. Как бренды создают ценность для потребителей
  15. Как бренды создают ценности для компании
  16. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  17. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  18. Стратегическое значение брендинга
  19. Постоянное оберегание отличий
  20. То, что вы делаете сначала, наиболее важно