<<
>>

ИКОНА

Иконы составляют особенно устойчивый жанр европейского искусства, хотя они никогда не создавались как предметы искусства: иконы служили молитве. Они — «врата тайны», «двери познания» духовного мира за видимыми образами.
Восприятие иконы требовало от зрителя богословских познаний и тонкости чувств. Долгое время ведущие центры иконописания находились исключительно в Византийской империи, но позднее известные школы иконописи были созданы и на Западе.

Почитатель иконы должен пребывать в состоянии, которое хорошо описывается греческим словом исихия — «спокойное созерцание». При этом нужны терпение, отрешенность, смирение и молитвенное сосредоточение. Добротолюбие — византийский трактат и антология V века — сравнивает это состояние с состоянием кошки, полностью поглощенной задачей — поймать мышь.

По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Божьей Матери с Младенцем. (См. Илл, 22.) Эта иконография вместе с иконографией Христос Пантократор всегда были излюбленными.

Изображение Божьей Матери имело три извода: Елевсия, где Дева прижимает Младенца к лицу; Одигитрия, где Она держит Младенца на вытянутых руках; и Оранта, где несущая в своей утробе Младенца Дева воздымает руки в молитвенном жесте.

Во время продолжительного иконоборчества величайшим из «иконофилов» или «иконопочитателей» был св. Иоанн Дамаскин (675-749). Но и он про­водил различие между почитанием икон и более глубоким поклонением Богу, которое только облегчается иконами. Он определил три уровня богословия образа: Христос стал Человеком; человек был сотворен по образу Божью; иконы поэтому — истинные образы Бога и святых.

Иконы всегда занимали главное место в православных церквах. Церковный иконостас отделяет церковное собрание от алтаря, где может находиться только священство. По традиции, в иконостасе четыре яруса икон, которые представляют, соответственно, святых, двенадцать праздников Церкви, двенадцать апостолов и двенадцать пророков.

Расположенные в центре иконостаса двойные двери несут шесть изображений: архангела Гавриила, Богоматерь и четырех евангелистов. В Греции их называют Врата Красоты, в России — Царские врата. Сверху располагаются три большие иконы Господь- Вседержитель, Троица и Распятие. Во время богослужения в православной церкви икона (праздника или святого) часто выносится на середину храма, где к ней прикладываются верующие.

Иконы пишут на деревянных досках темперой по белой или золотой поверхности. Устоявшиеся стилизованные позы, жесты и лики — все передает состояние благоговения. Для иконы характерно также отсутствие пространственной перспективы.

Православная иконопись прошла несколько отчетливо определяемых периодов. Первый «Золотой век» иконописи кончился вместе с ересью ико­ноборчества. От него осталось очень мало. Второй период окончился с латинским завоеванием Византии в 1204 году. В поздний византийский период начинают развиваться иконописные школы в Болгарии, Сербии, России. Новгородская, Белорусская и Псковская школы имели собственный стиль до тех пор, пока в позднейшую эпоху Русская православная церковь не ввела обязательность Московского стиля. С тех пор православная иконография также значительно пострадала от католических влияний. Имелись, однако, и примеры продуктивного «скрещивания». Уникальный сложный «венето-византийский стиль» сложился на Крите. Смешение католической и православной образности обнаруживается также и в украинском искусстве униатов. [греко]

Несмотря на Схизму (см. сс. 328-332) православные иконы по-прежнему высоко ценятся на Западе. Все знаменитые «Черные Мадонны» католической Европы пришли из Византии. [мадонна] Таково же происхождение Святого лика из Лаона в Пикардии, другой исключительно темной иконы, на этот раз Христа. Благодаря сильнейшему сходству с Туринской плащаницей Святой лик (Sainte-Face) классифицируют как mandylion, что значит «нерукотворный образ». Этот образ, хотя он и написан на сосновой доске, имеет неподходящую (к данному случаю) славянскую надпись: «OBRAS GOSPODEN NA UBRUS», то есть «образ Господа на полотне» — возможно, сербского происхождения.

Это, может быть, список со Святой Плащаницы после ее 182 ORIGO

пребывания в Византии. Во всяком случае, этот образ был приобретен Жаком де Труа, архидиаконом Лаона и будущим папой Урбаном IV, у «неких благочестивых людей» в сербском монастыре в Бари, южная Италия. Как сообщается в сохранившемся письме от 3 июля 1249 года, архидиакон послал этот образ в дар сестре Сибилле, абатиссе Цистерцианского

монастыря в Монтре, откуда, очевидно, он и попал в Лаон.

Во всяком благочестивом православном доме иконы ставят на почетное место. Максим Горький так вспоминает о доме деда в Нижнем Новгороде в 1870-е годы:

«Интересно и приятно было видеть, как бабушка отирала пыль с икон, чистила ризы; иконы были богатые, в жемчугах,

в серебре и цветных каменьях по венчикам; она брала ловкими руками икону, улыбаясь смотрела на нее и говорила умиленно: «Это милое личико!..» Перекрестясь, целовала. Иногда мне казалось, что она также задушевно и серьезно играет в иконы, как пришибленная сестра Катерина — в куклы» (М. Горький. Детство. В людях. Мои университеты, —М., 1975, с. 51).

мени Империи был уже нанесен большой ущерб. Кроме того, иконоборчество следует считать одним из ключевых обстоятельств, предопределивших разрыв связей патриарха Константинопольского и патриарха Рима и подтолкнувших латинскую Церковь в объятия франков.

В те же времена большое могущество на Балканах обретают болгары. Их вождь- родоначальник Курат когда-то был союзником Ираклия, а некоторое время спустя они осели на побережье Черного моря к югу от Дуная. В 717-718 гг. они помогли Империи отразить натиск арабов. Покорив шесть соседних с ними славянских племен, они, однако, переняли язык и обычаи покоренных. В IX в. воинственный Крум объявляет войну Империи и христианству. Именно он пил за свою победу из черепа убитого им в 811 г. императора Никифора. Он вынудил византийцев построить Великий забор — новый римский limes [межа, рубеж]. Его наследник Борис хотя и принял крещение в Константинополе, но в своей политике постоянно балансировал между греческой и римской церквами, не отдавая предпочтение ни одной.

Византийская цивилизация, как она установилась в IX в., обладала некоторыми специфическими чертами, каких не было ни у современных ей государств Запада, ни у Римской империи прошлого. Государство и Церковь в Византии были слиты в некое невидимое целое. Божественная власть в Византии покоилась на двух столпах: мирской власти императора (автократора) и церковной власти патриарха. Империя защищала Православную церковь, а Церковь восхваляла Империю. Такого цезаропапизма не было на За­паде, где мирская власть и власть папы никогда не смешивались. [церемониал] Императорский двор был центром громадной централизованной системы управления, которая приводилась в движение целой армией бюрократов. Уже Ираклий принял персидский титул василевса, и деспотическая природа византийского государства явствовала из принятых здесь восточных церемониий. Византийство стало означать раболепие, скрытность и интриганство. Оболочка некоторых институтов прежней Римской империи сохранилась, но суть полностью изменилась. Сенат был собранием чиновников, строго соблюдавших табель о рангах. Главные государственные министры, подчинявшиеся епарху (префекту Константинополя), симпону (канцлеру), логофету (главному судье), были вытеснены главными чиновниками двора (они все были евнухами), которые теперь подчинялись паракомену (главному гофмейстеру). Кастрация самых важных придворных была средством исключить наследственную власть при дворе, как это часто происходило на Западе. Задача военной обороны была возложена на главный императорский резерв и гвардию иностранных наемников под командованием доместика, а также на систему фем — военных округов, во главе которых стояли их стратеги.

Однако в первую очередь Византия была морской державой. Ее флот из 300 двухрядных галер, оснащенных таранами и вооруженных греческим огнем, мог дать отпор любому пришельцу. Несмотря на жестокое сражение с арабами у Феникса в Ликии в 655 г., византийский флот продолжал контролировать Эгейское и Черное моря. Рождение Европы, ок. 330 - 800 183

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ИКОНА:

  1. Изобразительное искусство.
  2. Архитектура и искусство.
  3. Христианская церковь в эпоху вселенских соборов, 325-787 гг.
  4. МАДОННА
  5. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  6. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  7. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  8. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  10. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  11. Рассмотрим капитал бренда
  12. Что такое бренд?