<<
>>

Христианская церковь в эпоху вселенских соборов, 325-787 гг.

Ко времени Первого вселенского собора в Никее в 325 г. (см. с. 205) христианская Церковь возглавляла самую большую религиозную общину Империи. После Миланского эдикта установилась политика веротерпимости и Церковь пользовалась поддержкой правящего императора.
Но положение ее все же не было вполне безопасным, поскольку она еще не стала государственной религией и имела множество врагов в высших сферах. С точки зрения христиан и в особенности с точки зрения православной партии во главе с Афанасием, продвижение вперед шло очень неровно. [икона]

При Констанции II (правил в 337—361 гг.) ненадолго возродилось арианство. Афанасий вновь (и не в последний раз) был изгнан. В 340 г. готы, которые все еще жили севернее дельты Дуная, были обращены в христианство в его арианской форме. Так что когда остготы и вестготы вторглись в пределы Империи и основали свои государства в Италии,

Галлии, Испании и в Африке, они принесли с собой и арианство. Именно они стали главным препятствием в распространении христианства среди язычников.

[библия] При императоре Юлиане (правил в 361-363 гг.) политика в отношении религии вновь меняется, этот монарх-философ остался в христианской традиции под именем Отступника. Наставленный в христианстве теми самыми людьми, которые истребили его семью, он «всегда заявлял о себе как о поборнике язычества». В результате явился эдикт о все-

19O ORIGO

общей веротерпимости и последнее возвращение к почитанию римских богов. «Единственное, в чем он ограничил христиан, так это в том, что лишил их власти мучить своих соподданных». Нет достоверных свидетельств, что его последними словами действительно были слова Vicisti Galilaee «Ты победил, Галилеянин»27.

Все это поколебало позиции партии тринитариев. За Афанасием на Востоке и Илларием из Пуатье (315-367) на Западе, возглавлявшими оппозицию Констанцию и Юлиану, пришло поколение самых выдающихся и влиятельных Отцов Церкви.

Иоанн Златоуст (347-407), епископ Константинопольский, был величайшим проповедником своего времени и в своих проповедях не щадил представителей высшего общества. Василий Великий (330-379), епископ Кесарийский, вышел из замечательной семьи, в роду у него насчитывалось восемь святых. Его обычно считают основателем общежительного монашества. Брат Василия Великого — Григорий Нисский (335-395) и друг — Григорий Назианзин (З29-З89), — оба были выдающимися богословами, приблизившими время Второго вселенского собора в Константинополе (381 ). На Западе Мартин Турский из Паннонии (315-397) завершил евангелизацию Галлии. Амвросий Медиоланский (ок. 334-397) был ведущим церковным политиком того времени. Иероним Далматинский (ок. 345-420) — виднейшим ученым- библеистом ранней Церкви. Но из всех отцов Церкви, возможно, наибольшее влияние на Запад оказал африканец Августин из Гиппона (Блаженный Агустин).

Труды этих деятелей Церкви принесли плоды в правление Феодосия (правил в 378-395 гг.), последнего императора, правившего и Востоком, и Западом; в религиозных вопросах он поддержал партию тринитариев. Феодосий был испанцем, сыном военачальника и человеком свирепым. К тринитариям он обратился по той простой причине, что его предшественник Валент был убит готами-арианами. Под его покровительством Второй вселенский собор утвердил Никейский Символ веры, так что позиция тринитариев получила силу закона; арианство было запрещено законом; язычество неумолимо преследовалось. Вот когда тринитарии начали претендовать на ортодоксальность и проклинать настоящих и будущих оппонентов как еретиков. [индекс] [руфин] [зевс]

В последующие века многие верующие восхваляли это «торжество христианства» как великое достижение, и Феодосия наградили титулом «Великий». Но в учении Христа мало что указывает на необходимость такой тесной связи духовной и политической власти. Да и сам Феодосий не был примером христианских добродетелей. В 388 г. он убивает своего соправителя Магна Максима; в 390 г.

он обрушивается с ужасной местью на город Фессалоники за то, что его жители осмелились на бунт. Он приказал пригласить все население в цирк якобы на игры и там совершенно хладнокровно перебил 7000 человек. За это преступление Амвросий приказал ему принести публичное покаяние, и, когда он умирал в Милане, он знал несколько больше о той религии, которой оказал столь важные услуги.

Епископ и богослов бл. Августин (354-430) получил образование ритора и некогда выступал в поддержку манихейства. Он обратился в христианство в Милане в 386 г. Как писатель он особенно привлекает своей готовностью признать человеческие слабости. В своей Исповеди бл. Августин вспоминает о чувствах молодого человека, призванного отвергнуть удобства и удовольствия мирской жизни. Эта книга совсем не похожа на полемику Августина с донатистами, манихеями и пелагианами. Все тонкости этих учений Августин рассмотрел и систематизировал так дотошно, что еще 800 лет, вплоть до Фомы Аквинского, к его словам ничего не могли добавить. Августин настаивал на примате любви так сильно, что это едва ли не походило на вольнодумство (либертинизм): «Люби и делай, что хочешь» и «Возлюби грешника и возненавидь грех» — вот его максимы. В то же время Августин ратовал за институциализацию Церкви; без Церкви нет спасения, писал он. И затем: Roma locuta est; causa finita (Рим высказался; дело закрыто). Самая известная из 113 его книг — О Граде Божьем — была написана под впечатлением от разграбления Рима Аларихом. В ней Августин описал духовный град, возведенный на руинах материального мира, и нигде взгляды его времени лучше не выразились, как в этой книге. Августин пробыл на епископской кафедре г. Гиппона в своей родной Африке 30 лет, ведя аскетическую жизнь, правила которой вдохновили целый ряд орденов, включая августинцев, доминиканцев (черных братьев), премонстрантов Рождение Европы, ок. 330 - 8OO 191

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме Христианская церковь в эпоху вселенских соборов, 325-787 гг.:

  1. Христианская церковь.
  2. Христианская церковь
  3. 30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?
  4. 1. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 г. ИЗБРАНИЕ РОМАНОВЫХ
  5. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (СТ. СТ. 261 И 325 НК РФ)
  6. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
  7. Подъем христианской демократии
  8. Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
  9. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации
  10. VI. PESTIS. Христианский мир в кризисе, ок. 1250­1493 гг.
  11. ЦЕРКОВЬ И НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ГРУППЫ
  12. 22. Политическая теория Ивана IV ГрозногоТеория православного христианского самодержавии -
  13. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  14. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  15. Церковь и война
  16. Церковь и секта
  17. Стремление папства подчинить восточную церковь.
  18. Церковь