<<
>>

3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века

Общая характеристика периода. Под эпохой средних

веков принято понимать исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской сред-невековой цивилизации.

Современные исследователи склонны выделять время с середины XVI по начало XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. Именно в этот период формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начи-нается полоса географических и научных открытий, появ-ляются первые зачатки современной цивилизации.

Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую циви-лизацию. В новейших исследованиях Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне.

Важный социальный слой периода зрелого феодализма об-разовывали также горожане. Характерной чертой феодаль-ного общества Средневековья являлась его сословно-корпо- ративная структура. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить социальный статус. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не прояв-ляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Корпоративность феодального европейского общества проявлялась и в том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и городские общи-ны, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти.

Церковь претендо-вала на то, чтобы управлять обществом, выполняла мно-жество функций, которые позднее стали принадлежать го-сударству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, под-чинявшими ей человека феодальной эпохи. По мнению со-временного историка Бишока, церковь «была больше чем ос-нова средневековой культуры, она была самой средневековой культурой». Христианство стало важнейшим фактором ев-ропейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

В заключительный период Средневековья под воздействием развития обмена, товарного производства и денежных отношений эволюция общества заметно ускорилась. Все возрастающую роль играет средневековый город. Именно с развитием городов связано зарождение политико-пра- вовой системы Нового Времени. Именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают совре-менные историки, искать истоки сегодняшних правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Сред-невековья сыграли и представители других сословий. Например, формирование представлений о достоинстве лич-ности происходило главным образом в сословном созна-нии феодалов и изначально носило аристократический характер. Следовательно, демократические свободы выра-стали также и из аристократического вольнолюбия. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.

Многие явления в жизни современных народов и госу-дарств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирование наций и национальных культур и т.

д. Во многих странах и по сей день живы средневековые традиции, в средние века образовалось большинство ныне существующих государств. В эту эпоху возродились к жизни многие античные города и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам благодаря изобретению печатного станка, открытию университетов и множества школ. Со времен средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговица-ми, механическими часами и многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима. Для развития военного дела решающее значение имел переход к огнестрельному оружию. Значительные изменения про-изошли в представлении людей о мироздании. Замечательные произведения искусства средних веков до сих пор остаются непревзойденными шедеврами и побуждают чело-веческий дух к новым творческим исканиям.

Римская империя своими достижениями исчерпала свои внутренние потенции и вступила в период распада. Период поздней Римской империи стал временем формирования но-вых протофеодальных отношений, которые приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и своим занятиям. Государство в период поздней Империи поглотило и подчинило общество; особенностью социально- политической обстановки было всеобщее недовольство населения имперской государственностью, укрепление независимости и рост авторитета в обществе христианской церкви. Произошло разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя уже не могла противостоять внутренней дезинтеграции и напору варваров на границы.

Средние века начались с Великого переселения народов. С конца IV в. германцы целыми племенами снимались с насиженных мест и вторгались в пределы Западной Римской империи. На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточ-ные готы) — в Италии, англы и саксы — на острове Британия, франки — в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), пред-водителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их собственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на на-селение. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания лето-писей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквях и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Города на территорий Западной Римской империи в по-следние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Франции; в остальных областях и странах до X в. города были немногочисленны и невелики по размеру.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века:

  1. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  2. Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
  3. 30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?
  4. VI. PESTIS. Христианский мир в кризисе, ок. 1250­1493 гг.
  5. ВВЕДЕНИЕ. Мир XX — начала XXI века
  6. 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
  7. Личность в средние века (И)
  8. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  9. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  10. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  11. Культура и искусство в средние века.