1. Города, затерянные в лесах, безлюдные, безымянные
В девственных лесах на западе Гондураса, в долине реки Копан в течение тысячи лет был упрятан природой город-призрак. Укутанный зеленым покровом тропического леса, за стволами красного дерева и сейбы скрывались белокаменные дворцы, опутанные вьюнками и лозами. Тропические дожди размыли причудливые лепные фигуры, корни деревьев раскрошили камень. Исчезли люди, создавшие этот город. И только в 1839 году американский юрист и дипломат Джон Ллойд Стефенс и английский художник Фредерик Ка-зервуд пришли сюда трудным путем и открыли миру удивительнуй цивилизацию майя.
Стефенс и Казервуд дважды устраивали экспедиции и приподняли завесу тайны: обнаружили в общей сложности остатки более 30-ти поселений.
Копан и другие города построили предки индейцев майя, жившие в конце XIV века в Центральной Америке числом в несколько миллионов. Оказалось, что число городов майя в период расцвета этой цивилизации доходило до двух сотен. Среди них было 20 городов-мегаполисов с населением свыше 50 тысяч человек.Владения майя занимали весь полуостров Юкатан, часть нынешней территории Мексики (штаты Табаско и Чьяпас), всю территорию Гватемалы и западные окраины Гондураса и Сальвадора.
Численность древних майя доходила до 20 миллионов человек. Они создали необычайно жизнеспособную цивилизацию: около 1000 года до н.э. складывается культурная общность, которая вырабатывает уникальный архитектурный стиль (оригинальные пирамиды, комплексы для игры в мяч, дворцы со ступенчатыми арками), устанавливает сложные правила политической и социальной иерархии, расширяет сеть торговых путей, осваивает методы интенсивного земледелия.
Из всех древних цивилизаций, процветавших в Южной и Северной Америке, только майя обладали системой письменности, а с помощью сложной системы взаимосвязанных календарей, позволяющей фиксировать важнейшие исторические даты, делали астрономические прогнозы и смело заглядывали в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения нуля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации.
Майя — народ талантливый и ученый. Но около 900 г. н.э. наступил закат этой цивилизации: истощение ли природных ресурсов, вторжение ли чужеземцев тому виной, но города опустели, и цивилизация майя переместилась в Юкатан. Но к 1450 году и здесь старый государственный строй, присущий только цивилизации майя, в конце концов рухнул.
Древние майя были убеждены, что знают точную дату возникновения мира (11 августа 3114 г. до н.э. по юлианскому календарю, а по их теории космических циклов выходило, что 21 декабря 2012 года н.э. этому миру должен прийти конец). Но реальный конец света для майя наступил гораздо раньше — в XVI в., с приходом испанских солдат, монахов и колонистов.
Первый контакт двух культур происходил при участии самого Христофора Колумба: во время своего четвертого плавания в предполагаемую Индию (а он верил, что открытая им земля — Индия) его корабль проходил мимо берегов северной части современного Гондураса и у острова Гуанайя встретил каноэ, сделанное из целого ствола дерева, шириной в 1,5 м. Это была торговая лодка, и европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, керамические изделия, какао-бобы, одежды из хлопка.
В 1517 г. три испанских корабля, шедшие на поимку рабов, пристали к неизвестному острову. Отбив атаку воинов-майя, испанские солдаты при дележе добычи нашли украшения из золота, а золото должно было принадлежать испанской короне.
Эрнан Кортес, покорив великую империю ацтеков в центральной части Мексики, послал одного из своих капитанов на юг — завоевывать новые территории (современные государства Гватемала и Сальвадор). К 1547 г. покорение майя завершилось, хотя некоторые племена укрылись в густых лесах центральной части полуострова Юкатан, где им и их потомкам еще 150 лет удавалось оставаться непокоренными.Эпидемии оспы, кори и гриппа, к которым у коренного населения не было иммунитета, унесли жизни миллионов майя. Испанцы жестоко искореняли их религию: рушили храмы, разбивали святыни, грабили, а тех, кто был замечен в идолопоклонстве, монахи-миссионеры растягивали на дыбе, ошпаривали кипятком, наказывали плетьми.
Во главе монахов прибыл на Юкатан монах-франсисканец Диего де Ланда, неординарная и сложная личность. Он изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти и ключ к тайне письменности майя, нашел тайник, в котором хранилось около 30 иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на светлой бумаге, сделанной из нижнего слоя фигового дерева или шелковицы; бумага была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсовидного состава; сами книги были сложены «гармошкой», а обложка сделана из шкуры ягуара.
Этот монах решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, смущающие душу дьявольские соблазны, и велел книги эти сжечь все разом, что «повергло майя в глубокую скорбь и сильнейшие страдания» [1].
Во время трехмесячной инквизиции под его руководством в 1562 году пыткам было подвергнуто около 5 000 индейцев, из них 158 человек погибли. Де Ланда был затребован обратно в Испанию по обвинению в превышении полномочий, но был оправдан и вернулся на Юкатан уже епископом.
Индейская культура уничтожалась всеми возможными способами. И всего сто лет спустя после прихода европейцев о славном прошлом майя не осталось и воспоминаний.
Никто и представить себе не мог, что в этом почти невыносимом для человека тропическом климате могла возникнуть высочайшая цивилизация.
Но с конца XVIII в. забытое прошлое майя стало понемногу проясняться. Одним из первых исследователей был капитан испанской армии Антонио дель Рио, получивший задание обследовать каменные руины близ города Санто-Доминго де Паленке, что в 350 км к северо-западу от Гватемала-Сити. Капитан был далек от археологии, но был человеком исполнительным и энергичным. Он привел на место 80 индейцев, которые 16 дней рубили и сжигали джунгли, пока не добрались до каменных зданий. На территории в несколько квадратных километров расположился город Паленке со следами былого величия. На низких пирамидах — подножиях — стояли четыре пышно украшенных дворца, покрытых лепными рельефами, иероглифами. На высокой земляной платформе стоял дворец. Лабиринты залов, комнат, переходов, внутренних двориков...
Отчет дель Рио был отправлен в Испанию, но затерялся в архивах, зато копия попала в Лондон к книгопродавцу, он и опубликовал этот отчет в 1822 году — мир майя уже стал известен.
Через 20 лет голландец Гильермо Дюпэ, много лет прослуживший в испанской армии в Мексике, повторил экспедицию. В 1804 г. этот образованный и увлекающийся стариной человек получил от испанского короля Карла IV поручение исследовать памятники культуры Мексики доиспанского периода.
С трудом добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в неописуемый восторг от архитектуры, наружной отделки зданий: красочные узоры с изображением птиц, цветов и фруктов, полные драматизма барельефы. «Позы очень динамичны и вместе с тем величавые. Одежды хотя и роскошны, никогда не закрывают тела. Голову обычно украшают шлемы, гребни и развевающиеся перья» [2].
Дюпэ заметил, что у всех людей, изображенных на барельефах, голова была странной, сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке.
Скорее всего, по мнению Дюпэ, здесь жили когда-то люди неизвестной, исчезнувшей с лица земли расы, оставившей после себя величественные и прекрасные творения своих рук.
С 1830 г. губернатором Северной Гватемалы был назначен 25-летний Хуан (Джон) Галипдо, который исследовал Паленке и другое таинственное место — Копан. Галиндо был убежден, что политическая власть и культурный прогресс всегда распространялись в одном направлении — с востока на запад. Для него отправной точкой, местом зарождения мировой цивилизации была Центральная Америка. В древнейшие времена здесь жили необычайно одаренные люди, но их постигло какое-то бедствие. Те, кто выжил, двинулись на запад, в Азию и дальше, одну за другой создавая новые цивилизации: древнекитайскую, древнеиндийскую, халдейскую, древнеегипетскую.
Тем временем в Паленке и Копане культура вновь возродилась, но уже не в том блеске, как прежде, и новый расцвет ее был не долгим. «Старение» ослабило культуру в Центральной Америке — именно в этом Галиндо видел причину неспособности индейцев отразить натиск испанских завоевателей, которые, на его взгляд, в сравнении с коренным населением были не лучше варваров.
Судьба Галиндо была трагической. В 1840 г. объединенные войска Гондураса и Никарагуа разбили федеральную армию Гватемалы. Галиндо бежал, но в одной из деревень Гондураса его узнали и убили па месте ударами мачете.
Однако его записки попали к Джону Ллойду Стефенсу, удачливому исследователю [3]. Прежде всего, Стефенс научно подошел к изучению развалин городов. «Эти руины отличаются от созданного другими известными нам людьми, они строились по своим правилам, они представляют полнейшую аномалию. Им нет аналогов», — пишет Стефенс.
Стефенс вместе с художником Казервудом осмотрели более 40 заброшенных городов. Итогом их изысканий стали две книги: «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпс и Юкатан» и «Записки о путешествии в Юкатан», изданные соответственно в 1841 и 1843 годах. Читатели были в восторге, книги переводились на многие языки, потребовались все новые и новые репринтные издания.
О майя вдруг разом заговорили все. В 1885 году Американское антикварное общество и Гарвардский музей Пибоди послали в Юкатан молодого ученого по имени Эдвард Г.Томпсон, который за 40 лет провел серию раскопок и исследований. Но ключ к пониманию истории майя был найден лишь после того, как молодой знатный индеец майя из племени киче в Гватемале, знавший старинные письмена, записал латиницей священное для народа киче произведение «Пополь-Вух» («Книга народа» — собрание мифов и легенд).
К сожалению, сам оригинал был впоследствии утрачен, но латинская транскрипция попала в поле зрения ученых, дав первый «ключ» к пониманию мышления древних майя.
Когда испанцы прибыли в Юкатан, у майя были тысячи рукописных книг, сделанных из природного материала, но часть их была сожжена, часть осела в частных коллекциях. В XIX в. ученые знали о 3-х книгах — кодексах, названных по имени города, в котором каждый текст был обнаружен (Дрезденский, Парижский и Мадридский кодексы; позже был найден 4-й кодекс — Кодекс Грольс). 14 лет изучал главный Королевский библиотекарь в Дрездене Эрнст Форстемаин кодекс и понял принцип действия календаря майя. А исследования Юрия Кнорозова, Генриха Берлина и Татьяны Проскуряковой открыли новый этап в современной майянистике. Разгадано более 80 процентов всех иероглифов, а археологи сделали множество поразительных открытий.
Еще по теме 1. Города, затерянные в лесах, безлюдные, безымянные:
- 75. Безымянные контракты
- ЛЕКЦИЯ 3. ИСЧЕЗНУВШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЗАТЕРЯННЫЙ МИР МАЙЯ
- 73. Форма договора. Безымянные контракты
- Инспекция МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня
- Феномен средневекового города.
- Города-государства.
- Города Далматинского побережья
- Города.
- Города и сеньоры.
- Рост городов.
- ГОРОДА И ГОДЫ
- Отчетность об исполнении бюджета города
- 28. «Город Солнца» Т. Кампанел л ы
- Российские города
- Маркетинг и продвижение города
- Модели роста городов
- Модели роста городов
- Города
- 22. Отчетность об исполнении бюджета города
- Зарождение и эволюция городов