<<
>>

GESANG

Парафраза Мартина Лютера 46-го псалма — «Господь — моя сила и крепость» — была впервые положена на музыку в Gesangbuch'e Дж. Клюга 1529 года. Стало ясно, что виттенбергский соловей — поэт и композитор, а не только реформатор Церкви и богослов.
Этот гимн стал, наверное, величайшим во всей христианской гимнографии

Твердыня наша — наш Господь,

Все с Богом превозможем. Врагу же нас не превозмочь,

Мы под покровом Божьим. Нам в спину дышит злобный враг, И всем погибель прочит. Высоко поднял он свой стяг, И близко время к ночи.

хотел, чтобы все люди разделили с ним радость церковного пения. Участие всех в пении стало литургическим аналогом его богословской доктрины о всеобщем священстве. Он придавал большое значение пению всей конгрегацией. Его Формула мессы (1523 г.) преобразовала латинскую мессу и заложила основы будущей шведской мессы.

Ученик Лютера Дж. Вальтер издал Geystliche Gesangk Buchlein (1524 г.) — антологию полифонических хоровых переложений. В 1525 г. он привез в Виттенберг первый

в мире печатный станок для печатания нот. Затем появляется его Deutsche Messe und Ordnung Gottesdienst (1526 г.) — своего рода народная месса. Она заканчивалась стихом гуситского гимна Jesus Christus, unser Heiland. Энхиридион Гейнриха Люффта (также 1526 г.) стал первым сборником церковных гимнов для прихожан. Так что уже через пять лет пос-

Давно бы нам пришел конец, Когда бы не подмога, Послал нам Сына Бог Отец Из горнего чертога.

Спаситель Бог наш Саваоф, Его сильнее нету, И нет для нас иных богов, Господь нам даст победу.

ле рейхстага в Вормсе последователи Лютера были музыкально «полностью снаряжены».

У лютеранской музыкальной традиции были далеко идущие последствия: теперь каждому приходу требовалось держать своего регента, органиста, хоровую школу и хор собственных певцов и инструменталистов. В результате Германия превратилась в самую музыкально образованную нацию Европы — и стала богатейшим источником светской музыки в Европе. Для гения И.-С. Баха нельзя было найти более плодородной почвы, чем лютеранство. Согласно одной гипотезе, в основе выдающихся музыкаль­ных успехов немцев лежат немецкий язык и его ритмы. Это может быть так, а может быть — и не так. Во всяком случае, следует помнить, что в 1525 г. Лютер сказал: «как текст, так и ноты, ритм, мелодия и стиль исполнения должны вырастать из чистого родного языка и его отражения». Употребление народного языка, на чем так настаивал Лютер, повлияло на образование в Германии. Есть прямая связь между гимнами и мессами Лютера, Вальтера, Pay и Генриха Шютца (1585-1672) и позднейшими творениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса.

Впрочем, изолированно рассматривая лютеранскую музыкальную традицию, мы, без сомнения, недооцениваем католическую музыку, а также плодотворное взаимодействие разных христианских традиций. Но стоит лишь сравнить стерильную музыку кальвинизма, в рамках которой запрет папской полифонии свел Женевскую Псалтырь (1562 г.) к собранию метрических унисонных песнопений, чтобы увидеть музыкальные преимущества лютеранства.

Церковь Англии в отношении музыки имеет много общего с лютеранством: здесь развилась изумительная музыкальная традиция, у истоков которой стояли Томас Таллис, У. Бёрд и О. Гиббонс. Знаменитый Канон Таллиса в его потрясающей простоте (сочиненный монахом из аббатства Вальтама, который стал одним из джентельменов Королевской часовни) — это англиканский вариант гимна немецких протестантов Ein' feste Burg, к тому же восьмичастный канон: 357 Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670

Канон Таллиса (LM)

Ук

Этой ночью да вознесется Тебе Хвала за блеск дня, о Господи! Заслони меня, о Царь царей Твоими всемогущими крылами.

Не следует также пренебрегать и великолепной музыкаль­ной традицией православной церкви, которая, так же, как и

Лютер, с готовностью переняла полифонию. В православной традиции запрет инструментальной музыки привел к особенно высокому искусству хорового пения. (Католическая церковь всегда разрешала инструментальное сопровождение). Из дошедших до нас органов самый ранний восходит к 1320 г., причем он все еще действует в Сионе в швейцарском кантоне Вале (Валлис). Но в России и на Украине полифония достигалась исключительно посредством человеческого голоса, что много способствовало росту музыкальной культуры поющих и слушающих. В этом контексте появление Чайковского, как и появление Баха, не случайность.

— признание за конгрегациями и общинами права самим управлять своими делами. [холизм]

В 1520-е гг. в Германии было множество радикальных проповедников и сект. Андреас Карлштадт (1480-1541 гг.), поссорившись с Лютером, отправился в Базель. «Пророки Цвикау» — Шторх, Штейбнер и Тома — были всего лишь старомодными милленаристами15. У мистика Томаса Мюнцера (1490-1525 гг.) можно найти и коммунистические, и анархистские взгляды, а секта его была организована наподобие чешских таборитов. После долгих скитаний он возглавил банду экспроприаторов во время

Крестьянской войны в Тюрингии, был схвачен и казнен в Мюльхаузене. Анабаптисты [Вторично крещеные] появились из среды недовольных швейцарских цвинглианцев. Отвергая всякую власть, они объявляли недействительным и прежнее свое Крещение. Они также стремились к идеальной христианской республике, построенной на евангельских принципах, отвергали клятвы, собственность и (теоретически) всякое насилие. В 1534-1535 гг. в Мюнстере в Вестфалии под руководством двух голландцев — Яна Маттийса из Гарлема и Яна Бейкельца из Лейдена — они установили Царство избранных, которое просуществовало недолго и было разгромлено с большой жестокостью.

До сих пор можно увидеть, как в церкви Св. Ламберта со шпиля свешиваются клетки, в которых некогда содержались останки их руководителей.

Анабаптисты были первыми христианскими фундаменталистами, их преследовали и протестанты, и католики. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса (1496-1561 гг.), их духовными наследниками впоследствии стали баптисты, унитарии и квакеры. Что же касается христианского спиритуализма, то он черпал поддержку у баварских сторонников Ганса Денка, швабских учеников Себастьяна Франка и силезских швенкфельдиан.

В 1529 г. король Генрих VIII Английский начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого процесса стало настойчивое желание Генриха иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Генрих, до того получивший прозвание Defensor Fidei [Защитник веры] за осуждение Лютера, на самом деле религией вовсе не интересовался; при этом за свои нападки на привилегии и собственность Церкви он получил решительную поддержку парламента и громадные материальные блага. В результате отмены аннат (1532 г.) прекратились выплаты Риму от церковной собственности. Акт апелляций (1533 г.) поло- 358 RENATIO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме GESANG:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд