<<
>>

ФАУСТ

Реальный д-р Фаустус был бродячим лекарем-шарлатаном и ярмарочным фокусником, который умер в Штауфене в Брайсгау в 1541 г. Предположительно он, как и Коперник, окончил Краковский университет и часто наведывался в разные университеты Германии, представляясь магистром Георгием Сабелликусом Фаустом Младшим.
Он прославился своим богохульством, ложными чудесами, вроде обращения воды в вино, и заявлением, что он заключил союз с дьяволом. Его похождения вдохновили целый поток так называемых Faustbuchs [книг о Фаусте]. Первая из этих книг, составленная во Франкфурте в 1587 г., была переведена на датский в 1588 г., на французский и голландский в 1592 г., на английский до 1594 г. и на чешский в 1602 г.

Как литературный герой Фауст появляется впервые в пьесе Кристофера Марло в 1594 г., где он предстает человеком исключительных притязаний, желающим стать «великим Императором мира». Он пользу­ется большой властью, пока дьявол не заявляет на него свои права. В Германии он стал также героем утраченной драмы Лессинга и романа Ф.М.

Клингера (1791 г.) до того, как стал главным героем стихотворной трагедии Гете в двух частях (1808, 1832 гг.). Ферруччи Бузони написал оперу Доктор Фауст (1916 г.), но не закончил ее.

Сюжет Фауста Гете легко изложить: договор Фауста с Мефистофелем обещает ему возврат молодости, так что он живет до ста лет. Gib meine Jugend mir zurück! [Верни мне мою молодость!] В первой части, где описываются дела малого мира, Фауст разрывается между своим долгом дьяволу и любовью к Маргарите. Во второй части, где описаны дела grosse Welt общества и политики, он выступает как министр расточительного императора. Когда он умирает, вмешивается Маргарита, и дьявол оказывается посрамлен; хоры ангелов приветствуют искупленную душу, а Любовь торжествует: Давно любимый, Невозвратимый Вернулся, горем больше не томим.

(Гете. Фауст. Ч.Н. акт V. Пер. Б. Пастернака)

Шедевр Гете вдохновил на написание оперы двух композиторов: Гуно и Берлиоза, а также симфонии Фауст Листа (1857 г.). В новейшие времена Томас Манн обратился к этой древней легенде в романе Доктор Фаустус (1947 г.), чтобы произнести свой суд над современной ему Германией. Музыкант Адриан Леверкюн, соблазненный произведениями

Вагнера и Ницше, получает дьявольское проклятие (сифилис) от femme fatale, он умирает, после того, как пишет нигилистическую кантату Плач Доктора Фаустуса. В конце ее длительное диминуендо солирующей скрипки напоминает о «свете в ночи», намекая на то, что для немецкой цивилизации в конце концов, может быть, тоже не все потеряно.

обратились многие магнаты, включая крупнейших землевладельцев Европы — Радзивиллов.

Протестантизм повлиял на все стороны жизни Европы. Утверждая необходимость постоянного чтения Библии, он повлиял на систему образования в протестантских странах и, следовательно, на народную грамотность. В экономике он внес огромный вклад в культуру предпринимательства и, следовательно, повлиял на развитие капитализма. В политике он стал яблоком раздора между государствами и соперничающими группировками внутри государств. Он разделил надвое католический мир и таким образом ускорил реформирование Римской церкви, которое до того постоянно откладывалось. Но главное, он нанес окончательный удар по идее единства христианс­кого мира. До 1530-х гг., христианский мир был разделен на две части: православие и католичество. С 1530-х гг. он уже делится натрое: православие, католичество и протестантизм. Сами же протестанты были разделены между собой на еще более непримиримые фракции. Скандальное разделение так разрослось, что люди вообще перестали говорить о христианском мире и стали вместо этого говорить о Европе.

Контрреформация получила свое название от историков-протестантов, которые посчитали, что она возникла в оппозиции протестантской Реформации. Иначе смотрят на это явление историки-католики: они видят здесь второй этап движения за реформу Церкви, движения, которое растяну- 363 Ренессанс и Реформация, ок.

1450-1670

лось от соборного движения конца XIV века до Тридентского собора. Следует подчеркнуть, однако, что Контрреформация не была каким-то самодостаточным историческим мотором, который действовал в изоляции. Подобно Ренессансу и Реформации, она взаимодействовала со всеми другими масштабными явлениями своего времени. : Паралич, поразивший самое сердце католической церкви, несколько отступил в понтификат Павла III (Алессандро Фарнезе 1534-1549 гг.). Под именем Кардинала-рясы, Павел III был известен безудержным кумовством; он был братом наложницы папы и щедрым патроном Микеланджело и Тициана. Но он видел настоятельную необходимость быстрых перемен. Он вдохнул жизнь в Священную коллегию, инициировал исследование проблемы реформы Церкви, созывая с этой целью Консилиум об обновлении Церкви (1537); он покровительствовал иезуитам, основал Священную канцелярию и собрал Тридентский собор. До 1530-х гг. Священная коллегия кардиналов, которая избирала обычно папу, была самым слабым местом в организации Церкви. Но когда ее бюджет урезали, а состав укрепили и расширили введением блестящих деятелей, она стала мощным двигателем перемен в Ватикане. Среди ее членов были такие выдающиеся люди, как кардиналы Карафа (позднее Павел IV, 1555-1559 гг.), Червини (позднее Марцелл II, 1555 г.) и англичанин Реджинальд Поуп, который не был избран папой в 1550 г. за нехваткой одного голоса. Следующее поколение пап было другого рода: Пий IV (1559-1565 гг.) без колебаний осудил на смерть преступных племянников своего предшественника. Суровый и фанатичный Пий V (1566-1572 гг.), некогда Великий инквизитор, однажды босиком пришедший в Рим, был в свое время канонизирован. Григорий XIII (1572-1585 гг.), приветствовавший резню Варфоломеевской ночи, был в высшей степени и прежде всего политиком.

Орден иезуитов позднее назвали corps d'elite [элитой] католической реформы. В иезуитах сочеталось горячее благочестие с военным образом жизни их основателя баска Иниго Лопес де Рекальде (св. Игнатия Лойоллы 1491-1556 г.), автора Духовных упражнений (1523 г.).

Получив в 1540 г. одобрение папы Павла III (в его булле Regimini Militantis Ecclesiae), иезуиты действовали по прямым приказаниям папы. Они имели

военную организацию во главе с генералом; их учили считать себя товарищами Христовыми. Они должны были обращать язычников, возвращать заблудших, но, прежде всего, давать образование. В течение первых же десятилетий существования ордена иезуиты появились повсюду: от Мексики до Японии. В каждом уголке католической Европы появился иезуитский колледж: от Браганцы до Киева. «Я так никогда и не покидал армии, — сказал св. Игнатий. — Я только был откомандирован на службу Богу». И в другом месте: «Дайте мне мальчика семи лет, и он будет моим навсегда»; при его канонизации было сказано: «У Игнатия было такое сердце, что вмещало всю вселенную»17.

Впрочем, несмотря на эти успехи, иезуиты, как и протестанты, вызывали страх и неприятие. Они были известны как казуисты в спорах, и все считали, что они придерживаются тактики «цель оправдывает средства». Наконец их стали считать никому не подотчетной тайной полицией Церкви. Уже в 1612 г. фальшивка Moni ta Secreta, опубликованная в Кракове, претендовала на разоблачение инструкций мировой тайной сети иезуитов под руководством грозного генерала Аквавивы, Черного папы. Орден был закрыт в 1773 г., но восстановлен в 1814 г.

Священная канцелярия была организована в 1542 г. как высший апелляционный суд по делам, связанным с ересью. Укомплектованная известными кардиналами, она осуществляла надзор за инквизицией и в 1557 г. издала первый Index — список книг, запрещённых католической церковью. В 1588 г. она стала одной из девяти реорганизованных конгрегаций, то есть исполнительных органов, римской курии. Священная канцелярия действовала вместе с Конгрегацией Пропаганды Веры, которой надлежало обращать язычников и еретиков. [индекс], [инквизиция], [пропаганда]

Тридентский собор, проходивший тремя сессиями в 1545-1547, 1551-1552 и 1562-1563 гг., был тем Вселенским собором, о созыве которого давно уже молились церковные реформаторы. Собор выработал учительные определения и организационные структуры, позволившие католической церкви выжить в условиях вызова, брошенного ей протестантами. Постановления Собора по вопросам доктрины были в основном консервативными: Собор подтвердил, что толь-

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ФАУСТ:

  1. 2. Новый человек — кто он
  2. 4. Историография
  3. Координация международной и валютно-финансовой политики
  4. «Наше время».
  5. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  6. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  7. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  8. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  10. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  11. Рассмотрим капитал бренда
  12. Что такое бренд?
  13. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  14. Мониторинг капитала бренда
  15. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга