<<
>>

DEVIATIO (ДИССИДЕНТСТВО)

Из институтов средневековья потомки особенно осуждают Святую инквизицию. Современные люди просто не могут понять той свирепости, с какой инквизиция преследовала еретиков, евреев или ведьм [hexen]: инквизиторы представляются нам ненормальными.
Между тем, поразмыслив немного, легко понять, что явление это при­надлежит не только средневековью. Определение нормы и отклонения всегда субъективно. Людей, которые своим необычным поведением задевают глубинные интересы других, всегда легко объявить сумасшедшими или опасными. Вот почему часто сравнивают инквизицию с противодействием современного медицинского

истеблишмента, например, Движению за психическое здоровье. Можно сравнить с инквизицией и то, как советский режим обходился в 80-е годы с диссидентами: несогласных быстро объявляли шизофрениками, насильственно помещали в психиатрические лечебницы и там «лечили» сильнодействующими препаратами. Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 333

вали в Северную Африку; оставшиеся составили вторую группу сомнительных обращенных — морисков.

И только в Арагоне Кортесы не позволили королю вынуждать местных сервов-мусульман mudejares к перемене религии. В создавшемся климате религиозной ненависти и подозрительности инквизиторы едва справлялись с работой. По всей Испании пылали костры autos-da-fe [актов веры]. Испанцы были одержимы идеей limpieza de sangre [чистоты крови].

По стечению обстоятельств, свидетелем падения Гранады в 1492 г. стал моряк из Генуи, который пришел в лагерь Санта-Фе, чтобы заручиться поддержкой католических монархов. Христофор Колумб (ок. 1446-1506 гг.), известный как Кристобаль Колон, давно уже мечтал получить королевскую поддержку своему проекту переплыть Атлантику в поисках пути в Азию. И там (в Санта-Фе) после падения Гранады он заключил эту сделку. 3 августа в качестве Адмирала Океана он отплыл из порта Палое на трех крошечных кораблях — Santa Maria, Pinto и Nina.

Через десять недель плавания в 2 часа ночи 12 (21) октября один матрос из его команды увидел впереди землю. На рассвете Колумб высадился на берег, назвал его Сан-Сальвадором и заявил на него права от имени Кастилии и Леона. Он вернулся через Азоры и Лиссабон 15 марта 1493 г., убежденный, что он открыл путь к (Восточным)

Индиям47.

В том же году, удовлетворяя настойчивым требованиям Испании и Португалии, папа Александр VI согласился установить границу между заморскими сферами влияния этих двух государств. Все земли на запад от линии, лежащей в 100 лигах [льё (мера расстояния; = 4,83 км)] за Азорскими островами, принадлежали Испании, все на восток — было португальским. На основе исключительного авторитета папы мир был аккуратно разделен на две части. В 1494 г. по Тордесильскому соглашению эту линию передвинули на 250 миль на запад. Это было совершенно средневековое по своей сути событие. И все же оно едва ли совершилось бы и уж, тем более не имело бы последствий, если бы государства Иберии не освободились от ислама. В Конце концов Фердинанд и Изабелла не желали ничего обсуждать с Колумбом, пока не нала Гранада. [государства]

В трех тысячах миль к востоку, на другом конце христианского мира сдвиг границы между христианством и мусульманством также принес много тревожных перемен. К 1452 г. почти весь православный христианский мир находился под властью чужеземцев. Православие греческого обряда (за исключением крошечной Византии и зависимых от нее территорий) подпало под власть оттоманских турков. В свою очередь, православие славянского обряда, за малым исключением, находилось под властью татар, венгров и королевства Польши и Литвы. Так что, когда Константинополь сдался, казалось, православие Европы попадет теперь в тот же бесконечный плен, в каком пребывало православие в Азии и Африке с VII века. И только в одном месте — в Москве — будущее виделось иным.

Москва в середине XV в. хотя номинально и оставалась под властью татарского хана, но на деле пользовалась большой независимостью.

Там правил великий князь Василий II (правил 1425-1462 гг.), который из-за потери зрения должен был во всем полагаться на своего сына и наследника. Так что Иван III (правил 1462-1505 гг.), когда взошел на престол, был уже умудрен опытом. Некогда могущественная татарская Орда теперь сильно ослабела, и Москва не платила ежегодной дани уже с 1452 г., у Ивана появилась надежда избавиться от татарского ига навсегда. Очевидно было, что для достижения этой цели он должен был выступить в роли поборника православия против мусульман на юге и против Польши и Литвы на западе. Если бы ему удалось завоевать признание своей независимости, он мог стать единственным независимым православным князем на земле.

Неожиданно планы Ивана нашли поддержку Римского папы. После трагедии 1453-го г. папы взяли на себя опеку Зои Палеолог (родилась в 1445 г.), племянницы последнего византийского императора. Зоя, дочь Фомы, деспота Мореи, родилась в Греции, но получила прекрасное образование в Риме. В 1469 г. эта умная молодая женщина 24-х лет мечтала избавиться от своих опекунов. Папа Павел II, венецианец, подумывал о том, чтобы влить новую жизнь в Флорентийскую унию и навязать московитам союз против турок. Поэтому, когда он услышал, что Иван III недавно овдовел, он тут же нашел ему подходящую невесту. Папские эмиссары появились в 334 PESTIS

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме DEVIATIO (ДИССИДЕНТСТВО):

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд