<<
>>

ЧЕРНОБЫЛЬ

«Чернобыль. Маленький город на реке Припять на Украине, примерно в 20 верстах от слияния ее с Днепром и в 120 верстах от Киева. Население — 6483; православных — 2160; старообрядцев — 566; католиков — 84; евреев — 3683.
Местный феодальный замок, собственность графа Владислава Ходкевича, стоит в живописном месте на холме с видом на три реки. Городское население живет речной торговлей, рыболовством и выращивает лук».

Приведенный отрывок взят из польского Географического словаря, опубликованного в 1880 г., название которого должно было обмануть царских цензоров. В словаре были указаны все города и деревни, когда-либо входившие в Речь Посполитую. Чернобыль был типичным городом на громадных территориях, некогда принадлежавших Польше, но ставших позднее частью Российской империи и Советского Союза. Еврейское население называло такие городки своими shtetl — местечками. Веками там жили рядом польские землевладельцы, еврейское городское население и крестьяне-рутены.

Впервые Чернобыль появляется в документе 1193 г., где он представлен как охотничье угодье князя [Рюрика II - перев.] Ростиславича.

Через некоторое время он входит в состав Великого княжества Литовского, где становится деревней, принадлежавшей короне. Замок был построен для защиты от набегов татар. В 1566 г., за три года до того, как украинские провинции Великого княжества были переданы Польскому королевству, Чернобыль был отдан вечное владение ротмистру королевской кавалерии Филону Кмите, который впоследствии

именовал себя Кмита Чернобыльский. Со временем Чернобыль в результате заключенных браков перешел к Сапегам , а в 1703 г. — к роду Ходкевичей. После второго раздела Польши в 1793 г. был аннексирован Российской империей.

У Чернобыля очень богатая религиозная история. Еврейская община, которая со временем стала составлять там абсолютное большинство, была, возможно, завезена Филоном Кмитой в качестве арендаторов во время польской колонизации.

Позднее среди них были не только ортодоксальные евреи, но и хасиды. Местные крестьяне-рутены после 1596 г. в массе своей обратились в греко-католическое вероисповедание (униатство), но позднее царские чиновники стали принуждать их переходить в православие. На взлете контрреформации Лукаш Сапега основал здесь в 1626 г. доминиканскую церковь и монастырь. В те времена Чернобыль был настоящим прибежищем веротерпимости. Здесь имелась группа старокатоликов, не принявших постановлений Тридентского собора, а в XVII в. появляются раскольники, или староверы, из России. Все они избежали ужасов восстания Хмельницкого в 1648-1654 гг. и очередного бунта в 1768-1769 гг., когда один из предводителей восставших, Бондаренко, был схвачен и жестоко казнен гусарами Ходкевича. Царские чиновники секвестровали доминиканский монастырь в 1832 г. и церковь раскольников — в 1852 г.

С 1880 г. Чернобыль пережил многие повороты судьбы. В 1915 г. он был оккупирован немцами, а в последовавшей затем гражданской войне пере­ходил то к большевикам, то к белым, то к украинским националистам. В польско- советской войне 1919-1920 гг. он был сначала занят польской армией, а потом красной конницей. С 1921 г. он входит в состав Украинской ССР и переживает массовые истребления сталинской коллективизации и искусственно вызванного голода. Польское население было депортировано во время пограничных чисток в 1936 г. Евреи были истреблены нацистами во время немецкой оккупации 1941-1944 гг. Спустя 20 лет после окончания войны здесь определили место для строительства одной из первых советских атомных станций. С 1991 г. Чернобыль относится к Республике Украина. [жатва] [конармия]

Ни одного из этих фактов не найти в Большой советской энциклопедии. В шести строках в ней упоминается лишь районный центр Украинской ССР, где имеется литейное производство, сыроваренный завод, судоремонтная верфь, художественная мастерская и медицинское училище.

Название Чернобыль восходит к славянскому названию полыни (artemisia), которой много в окрестностях.

В Библии полынь выступает как синоним гнева Божия: «...и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Для всякого, кто безоговорочно принимает слова Откровения, взрыв в Чернобыле 26 апреля 1986 г., без сомнения, был проявлением гнева Божьего. Мировой двигатель, 1815-1914 633

минирующее положение в политике и экономике Европы мирным путем. [е=мс ] Модернизм.

Модернизм. Беспокойной политической жизни Европы соответствовали разные культурные течения fin de siècle» — «конца века», которые часто обобщенно называют термином «модернизм». Модернизм целой серией фундаментальных изменений порывал с традицией в масштабах, которые не укладывались в обычные приливы и отливы интеллектуальной моды. Как напишет один критик: «Открыто отвергается цель, к которой Евро-

68

па шла пять столетий» . Это течение затронуло все виды искусства, и теоретики часто сопоставляют его с другими фундаментальными изменениями того периода, в особенности с психологией Фрейда, теорией относительности Эйнштейна, антропологией Фрэзера и даже с политикой анархистов. Было ли искусство этого времени прямым отражением политической и социальной напряженности или нет, но, без сомнения, оно было пронизано глубоким ощущением malaise (дурнота, тревога, скверное предчувствие) [АРИЦИЯ]

[ЗВУК]

Е=МС2

28 января 1896 г. германское министерство внутренних дел удовлетворило необычное прошение об отказе от гражданства. Прошение было подано жителем Швейцарии, которому было всего 16 лет. Он провалился на вступительных экзаменах в Политехникум в Цюрихе и учился в кантональной школе Аргау. Родившийся в Ульме и проведший детство в Мюнхене, этот студент-эмигрант ненавидел строгие порядки немецких школ. Он невзлюбил начальную католическую школу, куда его отдали, и рано покинул гимназию. Он чувствовал себя неуверенно, когда его семья переехала в Милан.

Подобно другим молодым бывшим евреям, он был настроен антирелигиозно, пацифистски, и его привлекал радикальный социализм. Его единственным талантом был талант математика.

Принятый, наконец, в Политехникум, Альберт Эйнштейн (1879-1955) прогуливал лекции, но ставил в лабораториях собственные опыты по электродинамике. Он был дружен с Фридрихом Адлером, который позднее совершил покушение на австрийского премьер- министра в Вене. Затем он работает в швейцарском патентном

бюро в Берне (1901-1905 гг.), продолжая ломать голову над теоретическими выводами, следующими из работ Максвелла, Герца и Маха.

Говорят, что одержимость Эйнштейна относительностью времени и пространства подогревалась его ежедневными поездками в трамвае вдоль улицы Крамгассе в Берне, во время которых он воображал, что мчится к башне с часами со скоростью света. Допуская, что световые волны, отражающие его образ, мчатся с той же скоростью, он годами мучился вопросом, мог ли он увидеть себя в зеркальце вожатого. Во всяком случае, в принципе относительности понятия одновременности выражается его понимание того, что природа не знает мгновенных взаимодействий на расстоянии. И если скорость света абсолютна (около 300 ООО км/с), то отрезки времени и пространства — относительны. В 1905 г. в Annalen der Physik он опубликовал статью «Зависит ли инерция тела от содержащейся в нем энергии?». В этой статье впервые появилась формула, которой предстояло перевернуть мир классической физики и заложить основания ядерного

2

века. В этой формуле (е = mc ) e = энергия, m = масса, а с = скорость света. Позднее в дополнение к этой частной теории относительности Эйнштейн разработал общую теорию относительности (1916 г.), которая дополнила теорию гравитации Ньютона.

Сам Эйнштейн в 1914 г. перешел в Институт кайзера Вильгельма в Берлине, а в 1921 г. получил Нобелевскую премию.

До того как его теории были признаны, Эйнштейн, бывало, говорил: «Если общая теория относительности окажется верной, то немцы будут называть меня немцем, швейцарцы — швейцарцем, а французы — великим ученым. Если общая теория относительности окажется неверной, то французы станут называть меня швейцарцем, швейцарцы назовут меня немцем, а немцы назовут меня евреем» [эти слова приводятся в разных вариантах - перев.].

В 1933 г., когда Эйнштейн пытался укрыться от нацистов в Париже, Коллеж де Франс отказался принять его на работу на том основании, что у него было германское гражданство, в результате он уехал в США. Европа потеряла свой самый блестящий ум. 634 DYNAMO

Блистательный и неуравновешенный немец Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), профессор университета в Базеле, сформулировал многие наиболее шокирующие идеи своей эпохи. Однажды он сравнил философа с «динамитной шашкой», а в своих трудах «Так говорил Зара-

тустра» (1883-1884 гг.), «Генеалогия морали» (1887 г.), «Сумерки идолов» (1889 г.) и «Воля к власти» (1901 г.) он поносил христианство, демократию и принятые формы морали. «Мораль, — объяснял он, — есть стадный инстинкт в индивидууме», а «религия — это мир чистой фикции».

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ЧЕРНОБЫЛЬ:

  1. Расходы на социальную политику
  2. О подоходном налоге с граждан.
  3. 3. Постмодернистская концепция
  4. Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государственного бюджета.
  5. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  6. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  7. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  8. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  10. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  11. Рассмотрим капитал бренда
  12. Что такое бренд?
  13. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  14. Мониторинг капитала бренда
  15. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  16. Как бренды создают ценность для потребителей
  17. Как бренды создают ценности для компании
  18. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  19. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  20. Стратегическое значение брендинга