<<
>>

БОМ

Аббатство Бом, как сообщает Путеводитель Мишле, было основано в VI в. ирландским монахом св. Колумбаном. Его имя, кельтское по происхождению, означает «грот» и встречается нам в одном из самых драматических мест Европы — на дне громадного известнякового ущелья Сёрк де Бом в глубине сосновых лесов Юры.
Говорят, что оно, как и монастырь с таким же названием в 50 милях оттуда по реке Ду, где прозрела слепая св. Оттилия, восходит к временам, когда галло-римская цивилизация пала под натиском язычников-бургундов и когда христианство возрождалось вновь усилиями отшельников, живших в пустыне. Постепенно аббатство приобрело громадное богатство и власть, владея несколькими сотнями деревень и бенефициями. Со временем капитул превратился в секуляризованную общину с аристократическими канонами. Она просуществовала до 1790 г., когда революционеры разгромили аббатство, разрушили почти все его памятники и изменили название «Бом-ле-Муан» на «Бом-ле-Мессьерс». В истории христианского монашества бургундские общины,

вроде Бома, были важным связующим звеном между отшельничеством древности (как оно сохранилось в Ирландии) и великими средневековыми учреждениями, которые начинают появляться с X века.

В конце концов именно из Бома аскет Бернон с единомышленниками отправился в 910 г., чтобы основать великое аббатство Клюни.

Для читателей Путеводителя, однако, будет разочарованием узнать, что многие эти детали прошлого Бома — в лучшем случае ни чем не подтвержденные легенды. Нет доказательств связи Бома со св. Колумбаном и нет оснований полагать, что оно было основано в VI веке. В действительности, первое определенное упоминание cellula в Бальме относится к 869 г. —так что оно становится моложе монастыря св. Оттилии в Бом-ле-Дам. И, по всей вероятности, клюнийские монахи придумали связать Бом со св.

Колумбаном, чтобы обогатить родословие своего отчего дома.

Столь же сомнительны сведения о самой яркой личности Бома — Жане, сеньоре де Ваттевиле (1618-1702), который

в течение 40 лет был здесь аббатом при Людовике XIV. Де Ваттевиль, солдат, убийца и монах, бежал от правосудия в Константинополь, где даже стал пашой и правителем Мореи, пока не получил папского отпущения. Сен-Симон пишет, что он был примером грешника,

очистившегося истинным покаянием. Но факты свидетельствуют, что он был неисправимым изменником, чье предательство облегчило французам безжалостный захват его родной провинции Франш-Конте.

На его могильном камне можно прочитать: ITALUS ET BURGUNDUS IN ARMIS GALLIUS IN ALBIS IN CURIA RECTUS PRESBYTERUS ABBAS ADEST (Здесь лежит солдат Италии и Бургундии, француз, когда же принял монашество, то был честным в своем служении. Священник и аббат).

В Боме мы найдем и легенды, и историю. У людей всегда была потребность использовать прошлое в своих целях. Так что авторы научных монографий остаются в проигрыше: последующие поколения смотрят на прошлое как на смесь фактов, легенд и откровенной лжи.

чуждое Востоку. В VI в. патриархам Рима пришлось пережить первое восстановление императорской власти при Юстиниане и потом при лангобардах. Двое из них — Сильвестр (536-537) и Вигилий (537-555) — даже оказались под арестом у императора, причем последнего посланцы императора грубо принудили подчиниться монофизитству.

Считают, что Григорий I (540-604), первый монах на троне Петра, стал настоящим «архитектором» папской власти как по ero административным навыкам, так и по занятой им принципиальной

позиции. Покорный созданному им собственному образу «раба рабов Божьих», он управлял и гражданскими делами города Рима, вел переговоры о расселении с лангобардскими королями, реорганизовал земли и финансы Церкви и восстановил контакты Рима с Африкой, Испанией, Галлией и Британией. Его Regula pastoralis (Пастырское правило) стало настольной книгой средневековых епископов.

Он несколько раз высказывался против того, чтобы его собрат в Константинополе пользовался титулом вселенского патриарха. Ко времени его смерти баланс сил начал склоняться 198 ORIGO

в пользу Рима. Занятые отражением натиска мусульман, императоры потеряли почти все влияние на дела в Италии, хотя несколько раз и предпринимали попытки продемонстрировать здесь императорскую власть. В результате спора о монофелитстве Мартин I (ум. 655 г.), последний папа-мученик, умер в ссылке в Крыму: экзарх Равенны ero похитил, подверг бичеванию, после чего

он был приговорен двором в Константинополе к ссылке. [кант]

В VIII в. император не мог уже даже продемонстрировать силу на Западе. В 710 г. император Юстиниан II вызывает римского патриарха в Константинополь, и папа Константин (708-715 гг.), сириец, покорно повинуется. При их встрече — как оказалось, последней встрече епископа Рима

КАНТУС ПЛАНУС

Кантус планус («плавное пение») [хорал; напев в унисон] латинской церкви часто называют григорианским распевом, или григорианским пением, в честь папы Григория VI, который определил 8 его ладов и собрал около 3000 мелодий. Считают, что он вместе с родственной ему византийской традицией пения восходит к греческой и в особенности еврейской традиции песнопения. Со временем он стал основой европейской музыки. Его употребляли для пения псалмов, гимнов и антифонов а капелла [без инструментального сопровождения] — обычно в унисон и в свободном ритме. У григорианского хорала четыре основных напева — «диалекта»: амвросианский, римский, галльский и мосарабский, хотя постепенно господствующей стала римская школа. Первоначально напевы не записывали, так что они не могут быть точно реконструированы. [Мив1КЕ]

£

Нотация для григорианского хорала прошла несколько стадий развития. Византийцы, подобно грекам, для обозначения нот пользовались буквами, к которым добавлялись невмы, или акценты для передачи движения мелодии.

Славянское православие сохраняло эту систему даже тогда, когда она уже повсюду была вытеснена:

С С с с 2.С 7\ р ACENHTAAAJ^A

Х-о "1 = Р «М

a. Система Куфизма XI века без нотного стана

b. русская нотация XII-XIII веков с использованием греко-византийской буквенной системы обозначения

c. знаки для записи музыки в русской православной литургической нотации (по Мачаби)

На Западе, как это разъясняет Хукбальд из Сен-Аманда (ок. 840-930) в своем трактате De harmonica institutione, невмы, похоже, ставились над слогами в латинском тексте. Ноткер Бальбулус из Сен-Голл исследовал tropes, то есть мелодии, которые добавляются к основному напеву, хоралу. В XI веке исследователь музыки Гвидо д'Ареццо (ок. 995-1050)

придумал нотную систему, предшественницу тоники соль-фа.

Взявши первые слоги стихов Гимна к Иоанну Крестителю «Ut queant Iaxis», он установил восходящий гексахорд: UT-

RE-MI-FA-SOL-LA. Седьмой слог Sl по (S)ancte (l)jhannis был добавлен позднее. Он также придумал довольно большой нотный стан в десять строк, из которого развился позднее современный пятистрочный нотный стан. На нем располагался (без закрепленного места) нотный ключ, а сами невмы приобрели вид квадратных точек и акцентов. Не ясно, имели ли ноты определенную длительность и акцентуацию. «Пусть твой пример, о святой Иоанн, напомнит нам, Прежде чем мы сможем достойно воспеть твои чудесные Рождение Европы, ок. 330 - 800 199

подвиги, [что] Сердца должны быть очищены, а узы, что нас сковывают, Отброшены прочь»

С конца XII века григорианский хорал начинает обогащаться полифонией, когда параллельно пелись две (или даже более) мелодии. Эта практика способствовала введению инструментального сопровождения. Ухо средневекового человека различало гармонии в октаву, в кварту и квинту. Но введение фиксированных размеров (возможно, из народной песни и танца) и потребность в контрапункте, где бы мелодии пересекались, подвигло к разработке ритма и гармоний. Все это вместе с мелодией — главные элементы современной музыкальной формы. Музыкальный канон ведет свою историю с XIII века. С его введением стандартный словарь музыкальной фразы уже может передать широкую гамму переживаний и смыслов. Европейский «язык музыки», таким образом, развивался непрерывно от григорианского хорала до Стравинского.

Л-

lu - ti Ii - Ьі - і ге і - tum, Sin - ссе______________ Jo - in - nes.

В XIX веке так называемое Кеселийское движение считало григорианский хорал истинным источником всей европейской музыки. Монахи-бенедиктинцы Сольсмена около Ле Манс взялись воссоздать его теорию и практику. Их труды, вдохновившие, кстати, Листа на ораторию Christus, являются самыми авторитетными на сегодня в этом вопросе.

с правящим императором — император целует (в соответствии с этикетом) «римские ноги» и получает отпущение грехов и допускается к причастию. Но так как вскоре после этого Константин был убит, их соглашение по поводу Равенны ни к чему не привело. В 732 г. император Лев снаряжает флот для того, чтобы вернуть Константинополю захваченную лангобардами Равенну и арестовать Григория III (731-741), который открыто пренебрегал эдиктом по иконоборчеству. Но флот императора потонул в Адриатике. С этих пор римские патриархи стали практически совершенно независимы; ни один епископ Рима больше никогда не нуждался в императорском мандате на свое избрание. Никто из императорских посланцев из Константинополя больше не мог проявить свою власть в Риме.

Во всяком случае у епископов Рима уже были средства поддержать свою независимость. Поскольку с тех пор, как мусульмане закрыли дорогу в Иерусалим, год от года росло паломничество в Рим, Рим получил не только высокий престиж, но и значительные доходы. В Декреталиях был собран корпус правовых решений, обслуживающих широкую юрисдикцию Рима, в особенности после кодификации Канонического нрава (см. с. 349), Наследие (патримония) св. Петра, как назывались землевладения Церкви (которые вскоре очень выросли), служило надежным основанием земной, преходящей власти римских епископов. Заключив союз сперва с лангобардами, а потом с соперниками лангобардов — франками, папа получил международную защиту. В теории христианская Церковь оставалась 200 ORIGO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме БОМ:

  1. Критерий гражданственности.
  2. Харизматическое господство.
  3. Внешняя политика.
  4. 16. ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  5. 1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-1)
  6. § 33. Рождение демократии в Афинах
  7. Заговор «партии реформ» (1884 г.) и Тяньцзинский договор (1885 г.)
  8. 4.6.4. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МУЛЬТИПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ С ОБЩЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ
  9. Научно-теоретические предпосылки
  10. 9. Территориальная экспансия английской Ост-Индской компании в первой половине XIX в.
  11. 15.7. Особенности учета импортных операций
  12. Консервативный национализм
  13. 7.4. Внешняя политика
  14. Особенности построения межотраслевого баланса
  15. Глава 1 Определение к строение общества