<<
>>

Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама

Усиление Рима и превращение его в мировую державу сыграли существенную роль в распаде созданных на развалинах империи Александра эллинистических государств, птолемеевского Египта и царства Селевкидов.
Во II–I вв. до н. э. значительная часть их территории превратилась в провинции Рима, римский Восток. И хотя римляне не очень‑то навязывали чуждым им странам свой образ жизни, ограничиваясь верховным надзором и строгим контролем с конечным правом решающего голоса (вспомним прокуратора Понтия Пилата в Иудее), население завоеванных восточных провинций подвергалось сравнительно энергичному процессу романизации, а позже и христианизации. Сам феномен христианства своим появлением на свет был обязан тем процессам сложного синтеза, которые протекали на римском Востоке. Во всяком случае древнейшие центры христианства – его константинопольский, антиохийский, иерусалимский и александрийский патриархаты – возникли и длительное время существовали и частично продолжают существовать именно здесь, на бывшем римском Востоке.

Романизация, как и прежде эллинизация, не затрагивала восточные общества слишком глубоко: основное воздействие волны иноземного влияния оказывали на крупные города и заселенные западными переселенцами‑колонистами поселения, включая военные. Обширная хора продолжала жить по своим законам, восходящим к древним традициям. Однако и глубокая периферия римско‑эллинистических провинций не оставалась вовсе без изменений. Почти поголовная христианизация населения римского Востока не могла не сыграть определенной роли в трансформации социально‑экономической и политико‑административной структур, вынужденных приспосабливаться к реалиям Рима, а затем и Византии. Словом, вплоть до VII в. Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия и ряд прилегающих районов были восточной периферией Византии и лишь после этого они, кроме разве лишь Малой Азии, оказались вновь включенными в рамки огромного ближневосточного государства, на сей раз Арабского халифата.

<< | >>
Источник: Васильев Л.С.. История Востока. В 2 т. М.: Высш. шк., Т.1. – 495 с.. 1994

Еще по теме Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама:

  1. Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
  2. Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке
  3. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК: ИСЛАМ, ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
  4. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  5. 3. Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке.
  6. БИРЖИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
  7. 2. Особенности политического развития стран Ближнего и Среднего Востока.
  8. S 3.6. Валютные правления Ближнего Востока
  9. Рынки стран Африки и Ближнего Востока
  10. Глава 3. БЛИЖНИЙ ВОСТОК
  11. ПРИШЕСТВИЕ ЯПОНИИ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК
  12. ГЛАВА 10ДВЕРЬ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК ОТКРЫТА: "ТУРЕЦКАЯ НЕФТЯНАЯКОМПАНИЯ"
  13. Блок третий Ближний и Средний Восток
  14. Европа и Ближний Восток, 1945-1968
  15. ЧАСТЬ 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
  16. Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока
  17. 1. Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X — IX в. до н. э. Международная обстановка на Ближнем Востоке в начале I тысячелетия до н. э.
  18. БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ
  19. 1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?