<<
>>

БЕЗРАССУДСТВО

Ницше однажды пожаловался, что историки никогда не пишут о том, что делает историю действительно интересной — о гневе, страсти, неведении, безрассудстве. Он мог иметь в виду только немецкую историческую школу.
В Польше, например, издавна существовала традиция описывать прошлое в терминах пороков и добродетелей. Классический труд Бохенского История глупости в Польше был опубликован в 1842 г. В 1985 г. историк-дис­сидент Адам Михник описал польское сопротивление коммунизму как Историю чести. В наши дни уже все узнали, что изучение ментальности является главным в ремесле историка. Один американский историк продемонстрировал, что безрасудство проходит через всю европейскую историю от начала до конца. Троянцы впустили деревянного коня; папы эпохи Возрождения спровоцировали отделение протестантов; британское правительство

подтолкнуло американских колонистов к восстанию... Тем не менее, все могли бы учиться на ошибках. Есть старая польская пословица: "Поляк крепок задним умом". Нечто похожее говорил и Блейк в Адских притчах.

«Если бы дурак был настойчив и последователен в своей глупости, он стал бы мудрым». Настоящая глупость — это совершить одну ошибку дважды. Можно было бы написать историю Европы и в этих понятиях. ["анналы"] 636 DYNAMO

«Если бы я мог, я бы построил смертную камеру, громадную, как лондонский Хрустальный дворец, где бы тихонько играл военный оркестр и работал бы кинематограф; потом бы я пошел на главные и боковые улицы и привел их: всех больных, хромых, убогих; я бы повел их нежно, а они бы улыбались, утомленно благодаря; оркестр бы играл мелодию хора из «Аллилуйя»73.

Этот перл явился на свет в викторианской Англии за 33 года до Освенцима (Аушвица). Там же родились и глубокие мысли Г. Уэллса (1866— 1946), провидца, социалиста, автора «Машины времени» (1895 г.) и «Войны миров» (1898 г.), одного из самых популярных и плодовитых писателей своего времени.

В своих «Предвиденьях» (1902 г.) он выступил как энтузиаст и проповедник евгеники, науки об улучшении человеческого потомства, для чего необходимо уничтожать слабых, недоразвитых и нежелательных. «А как Новая Республика обойдется с низшими расами, — задавался он вопросом, — с черными... с желтыми... с теми, в ком видят термитов цивилизованного мира, — евреями?»74

Важно помнить, что «массы», которые так поносили их ненавистники, на самом деле никогда не существовали и не существуют. «Толпу можно увидеть; но масса — сумма всех возможных толп, [это] та же толпа, но в ее метафизическом аспекте... метафора... [которая] превращает других людей в какое-то беспорядочное соединение... [и] отказывает им в той индивидуальности, которую мы приписываем себе и тем людям, которых знаем»75.

В ту же эпоху марксизм провоцирует интеллектуальные споры, которые выходят далеко за рамки политики. Например, первые публичные выступления с изложением идей исторического материализма дали толчок «философии духа» в том виде, как ее развивал профессор из Неаполя Бенедетто Кроче (1866-1952). Труды Кроче по «Эстетике» (1902 г.), «Логике» (1905 г.) и «Теории историографии» (1917 г.) сопровождались также исследованиями по истории Неаполя, современной Европы и современной Италии. Отвергая и метафизику, и религию, он подчеркивал роль человеческой интуиции и важность истории как науки об эволюции духа. Его журнал «Критика», основанный в 1903 г., стал рассадником его идей на целые полстолетия. В конце жиз­ни Кроче станет интеллектуальным лидером оппозиции итальянскому фашизму. Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач, стал основателем теории и практики психоанализа. Его труды оказали глубочайшее влияние не только на зарождавшиеся медицинские психологию и психиатрию, но на все вообще отрасли гуманитарного знания, которые исследуют сознание и личность. Начав с гипноза, он исследовал бессознательные процессы, посредством которых человеческий мозг защищает себя от внешнего и внутреннего прессинга. Особенное внимание он уделил сексуальности в жизни бессознательного, а также вытеснению из сознания как фактору формирования неврозов.

Публикация «Толкование сновидений» (1900 г.) доставила ему множество последователей, которые позднее объединились в Международную ассоциацию психоанализа. Вскоре начались разногласия, особенно когда один из ранних соратников Фрейда Карл Юнг (1875­1961) в «Психологии бессознательного» (1912 г.) ввел понятие «коллективного психоанализа», а также деление личностей на интровертов и экстравертов. В «Цивилизации и ее неудовлетворенности" (1930 г.) Фрейд утверждал, что подавление естественных желаний, которого требует жизнь в развитом обществе, делает счастье практически невозможным. С появлением нацистов он был вынужден бежать в Англию в 1938 г. К тому времени психоанализ, который уже разделился на многие направления и имел множество критиков, надежно утвердился как новое и тревожное измерение самовосприятия человека: «Эго — не хозяин в собственном доме»76. Декадентство

Декадентство как движение в искусстве можно считать поздним побегом романтизма. Оно родилось из желания художников исследовать самые крайние проявления чувственности. По ходу дела, несмотря на множество скандалов, декадентство подарило европейской культуре несколько совершеннейших шедевров. Связи этого направления с предшественниками-романтиками можно проследить на творчестве Шарля Бодлера (1821- 1867), который переводил на французский и Де Куинси, и По. Стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» (1857 г.) позднее стал манифестом поэтов-символистов, последователей стиля, который стремился найти скрытую «гармонию» но- Мировой двигатель, 1815-1914 637

рядка и красоты среди полного безобразия реальности: Природа — некий храм, где от живых колонн Отрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

77

И взглядом родственным глядит на смертных он.

В споем «Приглашении к путешествию» он отправляется в воображаемый рай, «где все - порядок и красота, наслаждение, покой и блаженство». Последователи Бодлера, в особенности Поль Верден (1844-1896) и Артюр Рембо (1854-1891), создали словесные образы, которые соответствовали зрительным образам художников-импрессионистов, кем они раньше других начали восхищаться: Издалека Льется тоска Скрипки осенней - И, не дыша, Стынет душа В оцепененьи.

78

79

А — черный, белый — Е. И — красный, У — зеленый, О — синий... Гласные ....

Декаденты дорого заплатили за свой бунт. Верден считал, что «декадентство предполагает... самые утонченно-возвышенные мысли исключительной культуры». Но с ним соглашались немногие из ero современников. Бодлера немилосердно штрафовали и унижали за «оскорбление общественной морали», которое якобы содержалось в его стихах. Верлен был заключен в тюрьму после того, как выстрелил в Рембо во время ссоры. В 1893 г. немецкий писатель порицал в Париже наркотики, гомосексуализм, порнографию, истерию и «конец того устоявшегося порядка, который соответствовал логике и удерживал от разложения тысячи лет». «Преобладает чувство, — писал Макс Нордау, — неотвратимой гибели и вырождения»80. В Англии Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900), автор нескольких блестящих комедий, из которых наиболее известна «Как важно быть серьезным» (1895 г.), провел два года в Редингской тюрьме

за гомосексуальные домогательства. Многие произведения ero сотрудника, автора эротических иллюстраций Обри Бердслея (1872-1898) не дождались публикации; подобная судьба была и у произведений склонного к сексуальным извращениям Алджернона Суинберна (1837-1909), поэта, критика, воспитанника элитного Итона. Настроения этих эстетов решительно не совпадали с тем, что занимало большую часть общества, где в то время господствовали благочестие, социальные реформы и умеренность. [ДЕТИ] ["ТУР ДЕ ФРАНС"]

Живопись модернизма покончила с репрезентативностью («изобразительностью»), которая была характерна для живописи со времени Возрождения, — теперь эти задачи прекрасно решала фотография. Поворотный момент наступил в 1863 г., когда Эдуард Мане (1832-1883) в приступе эксгибиционизма решился выставить свою картину «Завтрак на траве» в «Salon des Refuses» («Салон непринятых») в Париже. С этого времени приходилось все время придумывать все новые и новые названия течений и групп, которые без устали экспериментировали с жанрами, техникой, цветом и формой. За импрессионистами Моне, Писсарро, Сислеем, Ренуаром, Сезанном и Дега (они и получили это наименование по картине Моне «Впечатление (Impression), восход солнца», 1874 г.), последовали пуантилисты (1884 г.) во главе с Сёра, нео-имирессионисты (1885 г.), набисты (1888 г.) из школы Серюзье и Боннара, синтетисты (1888 г.), вдохновляемые Гогеном, и экспрессионисты (1905 г.), родоначальниками которых были Энсор, Ван Гог и немецкая группа Брюке. Затем пришли орфисты, фовисты (1905 г.) во главе с Матиссом, Дюфи и Вламинком, кубисты (1908 г.) — Брак и Пикассо, футуристы, "Черная кошка" и "Синий всадник" (1912 г.). К 1910-1911 гг. в работах Василия Кандинского (1866-1944), русского, осевшего в Германии, живопись приходит к чистому абстракционизму. [impression]

В архитектуре и дизайне по континенту прокатилась волна «модерна» {Art Nouveau), объявившего «сецессию», то есть отделение, от преобладавших норм и правил. Самым ранним проявлением этого стиля был построенный по проекту Виктора Орты (1893 г.) особняк Тасселя в Брюсселе. Однако образчики этого стиля можно найти повсюду: от Школы искусств в Глазго 638 DYNAMO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме БЕЗРАССУДСТВО:

  1. Рыцарство.
  2. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  3. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  4. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  5. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  6. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  7. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  8. Рассмотрим капитал бренда
  9. Что такое бренд?
  10. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  11. Мониторинг капитала бренда