<<
>>

БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Поэма Бесплодная земля Т.С. Элиота, американца, осевшего в Европе, появилась в 1922 г. Первоначально она начиналась словами: First we had a couple of feelers down at Tom's place. Опубликованная же версия начиналась словами:

Апрель, жесточайший месяц, гонит Фиалки из мертвой земли, тянет Память к желанью, женит Дряблые корни с весенним дождем.

Поэма Элиота в 433 строчки была написана в основном в Швейцарии, вдохновленная легендой о Св. Граале, и состояла из фрагментов и неясных литературных аллюзий. В целом поэт добился впечатления, будто кто-то бродит на развалинах разрушенной цивилизации. Последняя часть (среди прочего) посвящена упадку Восточной Европы: Что там за орды несутся По иссохшей безводной равнине, Коей нет ни конца и ни краю... .

Здесь поэт находится под впечатлением высказывания швейцарского романиста Германа Гессе: «Прекрасна по крайней мере эта восточная половина Европы — которая бродит пьяная за Св. Граалем по дорогам хаоса, напевая, как Дмитрий Карамазов». Поэма заключается словами:

Лондонский мост падает, падает,

падает.

Poi s'ascose nel foco che gli affina1 Quando fiam ceu chelidon.2 - Ласточка, ласточка

3

Le Prince d'Aquitaine a la tour abolie. Обломками сими подпер я руины мои

Будет вам зрелище! Иероним вновь безумен.

4

Datta, Dayadhvam. Damyata. Shantih shantih shantih.5

«Разные критики, — разъяснял позднее Элиот в своей Гарвардской лекции, — оказали мне большую честь, интерпретируя поэму как критику современного мира... Для меня же... это было просто ритмическое ворчание».

1 И скрылся там, где скверну жжет пучина

2

...когда же я стану, как ласточка Аквитанский принц у разрушенной башни

4 Давай, сострадай, властвуй собой

5 заключительные слова Упанишад. Элиот переводит их как «Мир (покой), превосходящий всякое понимание».

музыкального образования. Его популярная светская оратория Кармина Бурана (1937 г.) соединила средневековую поэзию с сильными, намеренно примитивными ритмами. [тон]

В архитектуре и дизайне следует отметить немецкий Bauchaus (Баухауз) [школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединенные под названием «Государственный Баухауз в Веймаре» — перев.], учрежденный в Веймаре Вальтером Грониусом (1883-1969) и закрытый гитлеровцами. Баухауз черпал вдохновение попеременно то у экспрессионизма, то у конструктивизма; был пионером функциональной методики. Среди его звезд следует упомянуть Иттена, Ласло Мохой-Надя, Кандинского и Клее.

За исключением музыки, которая, в общем-то, не имеет границ, вклад Восточной Европы в культурный авангард долгое время был почти неизвестен. Отдельные художники или группы из Восточной Европы получали известность только тогда, когда эмигрировали на Запад — так было,

например, с румынским скульптором Константином Бранкуси (1876~1957). Другой путь известности на Западе — оплаченные советским государством выставки живописи в 20-х годах. Так получили известность Казимир Малевич (1878-1935), Павел Филонов (1882­1946), Владимир Татлин (1885-1953) и Александр Родченко (1891-1956). Разумеется, нигде авангардное искусство полностью не принималось, но в Восточной Европе приход фашизма и долгое господство коммунизма на целых полвека отодвинули нонконформистскую культуру в тень. Например, группа ранних чешских кубистов Osma (Осма), объединенных вокруг таких художников, как Антонин Прохазка (1882-1945) или Богумил Кубишта (1884­1918), была известна только в узких кругах специалистов. Работы пионера символизма литовца Миколаюса Чюрлениса (1875-1911) или теоретика и практика конструктивизма Владислава Стшеминьского (1893-1952), или вклад еврейских художников стало возможным оценить 708 TENEBRAE

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ:

  1. Земля и земельная рента
  2. Вопрос 44. Земля и рента.
  3. 2. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В XI - XIII вв.
  4. Новгородская земля.
  5. 3. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ В XII - XIII вв.
  6. Лекция двенадцатая ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?
  7. земля, промышленные здания, сооружения, оборудование
  8. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
  9. 26. ФИЗИОКРАТЫ
  10. Недвижимость
  11. II Главные возражения против позитивной школы. — Эклектики. — Научное и практическое распространение нового направления.
  12. Религиозное и светское
  13. 24. Факторы производства