<<
>>

БЕРНАДЕТТА

С 11 февраля по 16 июля 1858 г. в гроте недалеко от города Лурд в Бигоре бездомная девочка — голодная, страдающая астмой Мари-Бернард Субиру, стала свидетельницей 18 замечательных явлений.
Она слышала порыв ветра, потом видела прекрасную Деву в белом одеянии с голубым поясом и золотыми розами у ног. Явившаяся в видении Дева повелела Бернадетте молиться, каяться, построить часовню и пить из фонтана. Один раз Дева объявила на местном наречии, что она — immaculada concepciou (непорочное зачатие). Она позволила обрызгать себя святой водой в доказательство, что видение не от дьявола; она также дала понять, что может наказывать и вознаграждать. Те жители, которые высказывались о ней кощунственно, заболели. Другие, которые топтали розы перед гротом, обнаружили, что их собственности был причинен ущерб. Вода из фонтана явила целебные свойства.

Поначалу и гражданские, и церковные власти высказывали сомнения. Подолгу допрашивали Бернадетту, собирали свидетельства и даже поставили ограждение вокруг грота.

Когда стало уже невозможно сдерживать натиск местных жителей и приезжих, Бернадетту поме­стили в монастырь в Невере. Со временем власти решили принять участие в том, чего

нельзя было подавить, построив большую базилику для пилигримов, а также католический медицинский центр для проверки заявлений о чудесных исцелениях. Лурд стал величайшим центром христианства в Европе, где совершались исцеления по вере.

В истории Церкви Святая Бернадетта (1844-1879) стала одной из тех, кто сподобился явления Приснодевы, а также одной из тех благочестивых католических женщин, которые защищали традиционную религию от наступавшего секуляризма. Вместе с больной туберкулезом Св. Терезой Мартен (1873-1897), этим «цветочком из Лизьё» (чья автобиографическая История души стала настоящим бестселлером), она демонстрировала миру святость верующих страдальцев.

Она была призвана французской церковью на борьбу с врагами Церкви. Бернадетта была канонизирована в 1933 г., через 8 лет после святой Терезы.

Кроме того, история Бернадетты Субиру показала, что время модернизации, когда она жила, было вовсе не таким простым, как его обычно изображают. Историки уже описали процесс, в ходе которого крестьяне через государственные

школы и службу в армии постепенно и неуклонно становились единой французской нацией. Но события 1858 г. показывают, что действовали и другие факторы. В Лурде все (даже епископ) говорили на местном наречии. Никто не предположил, что Бернадетта — сумасшедшая или, может быть, одержима дьяволом. Она описывала не просто Мадонну и не младенца-Христа. Она принадлежала к тому вневременному сообществу, где почитают святую воду и где обряды очищения, будь то стирка одежды, омовение умершей или новорожденного, совершались только женщинами. Она жила в регионе, где пещеры и гроты Пиренеев все еще оставались приютом фей, а епископ заботился о местах поклонения деве Марии. Она даже назвала видение petito demoisella — выражение, которым иногда называли фею. Ее облик — босоногой, покрытой вшами, ее упорство, но главное - ее продолжительные коленопреклоненные моления в позе экстаза — все это было очень убедительно. Предложили даже считать язык ее тела «невербальным средством передачи социальной памяти». То, что говорила и рассказывала Бернадетта, было доподлинно и понятно для ее соседей.

пусть и со значительными потерями, монархии уцелели, и в 1914 г. на священных тронах было больше коронованных особ, чем за столетие до того. Однако эти монархи уцелели только потому, что существенно изменили самую суть отношений правителей и подданных.

Либерализм развивался параллельно и одновременно в двух разных областях: как политическое и экономическое течение. В политическом

либерализме главным был вопрос о создании правительств на основе общего согласия. Название «либерализм» восходит к испанским «либералам», которые составили свою конституцию 1812 г. в противовес деспотизму испанской монархии. Однако корни либерализма следует искать дальше во времени — в политических теориях Просвещения и даже еще глубже. И в самом деле, первоначально либерализм был неотличим от борьбы за 590 DYNAMO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме БЕРНАДЕТТА:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей