<<
>>

ANNO DOMINI

Шесть веков после Рождества Христова люди не сознавали, что живут в христианскую эру. Хронология истории после того времени, когда «Христос ходил по Галилее», была разработана только в трудах Дионисия Экзигууса, грекоговорящего монаха из Малой Скифии, друга Кассиодора, который умер в Риме ок.
550 г. Идея Дионисия состояла в том, чтобы начать летоисчисление от Воплощении Христа со дня Благовещения, когда Дева Мария

зачала Его. Он определил эту дату как Первый день Первого года и закрепил его за 25 марта, то есть за 9 месяцев до Рождества 25 декабря. Все предыдущие годы, считая в обратном порядке, следовало обозначать ante Christum (AC), то есть «до Христа». Все последующие годы должны были обозначаться как «Годы после Воплощения» или Anno Domini (AD). Нулевого года не было. Прошло, однако, еще немало лет, прежде чем понятие Христианская

эра, или наша эра, постепенно вошло в употребление сначала в Латинской церкви, а позднее — на Востоке. Беда Достопочтенный, написавший также книгу по хронологии De Temporibus, уже полностью перешел на новую систему в своей Истории церкви и английского народа в начале VIII века.

Тем временем процветали во множестве всякие местные хронологии. Самой обычной системой счета был счет по правлениям. Историческое вре- 196 ORIGO

мя мерили правлениями и поколениями. Дату определяли относительно времени правления определенного императора, папы или князя. Таково летоисчисление в Ветхом Завете: «В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы в Самарии над Израилем и царствовал девять лет... против него выступил Салманасар царь ассирийский...» (4 Цар 17:1,3)

Новая система летоисчисления — Христианская эра, должна была выдержать борьбу с бесчисленными другими конкурирующими системами. Счет по греческим олимпиадам, то есть четырехлетними циклами, который начался с олимпиады Короэба 1 июля 776 г.

до н. э., продолжался до конца IV в. н.э. Вавилонское летоисчисление «эра Набонассара», которое было в употреблении у греков Александрии, встречается во времена средневековья как заимствование из работ Птолемея. Здесь отсчет начинался 26 февраля 747 г. до н. э. Македонское летоисчисление «эра Селевкидов», отсчет которой начинается от захвата Вавилона Селевком Ника-тором в 312 г. до н. э., широко употреблялась в странах Леванта. Евреи до XV века пользовались этим же летоисчислением, называя его «эра договоров». Римское летоисчисление основывалось на дате «основания Города» [от основания Рима]. В

Испании «эра цезарей» прослеживается до покорения Иберии Октавианом в 39 г. до н. э. Перенятая вестготами, эта система была в употреблении в Каталонии до 1180 г., в Кастилии до 1382 г., в Португалии до 1415 г. Мусульманское летоисчисление хиджра (бегство Пророка из Мекки в Медину) начинается 16 июля 622 г. н.э. Эта система употреб­ляется повсюду в мусульманском мире.

Не удивительно, что, ввиду их особой сложности, расчеты Дионисием Экзигуусом даты Рождества Христова оказались неверными. Дионисий посчитал первым годом — 195 год Олимпиады, то есть 754 от основания Рима и (ошибочно!) год «консульства К. Цезаря, сына Августа, и Л. Эмилия Павла, сына Павла». На самом же деле у нас нет никаких свидетельств, что Христос родился в 1 году н.э. Соответственно тому, чье свидетельство мы принимаем: евангелиста Луки или евангелиста Матфея, — Христианская эра началась или в последний год правления Ирода Великого (4 г. до н. э.), или в год первой римской переписи в Иудее (6-7 гг. н.э.).

Для христиан, как и для иудеев, исходной исторической датой был год сотворения мира, или Annus Mundi. В Византийской церкви считали, что это был 5509 г. до н. э., и из этой даты исходят церковные календари в некоторых странах православного мира, например, до сегодняшнего дня в Греции и России. Ученые-иудаисты отдавали предпочтение 3760 г. до н. э. — что и взяли за точку отсчета современного еврейского календаря.

Коптская церковь, как и александрийцы, определяет этот год как 5500 г. до н. э. Англиканская церковь при архиепископе Ушере в 1650 г. избрала 4004 г. до н. э.

Критический пересмотр и соотнесение восточной, классической и христианской хронологий был осуществлен великим ученым эпохи Возрождения Иосифом Скалигером (1540-1609). Его труд De Emendatione Temporum (Реформа дат, 1583), написанный человеком с протестантскими

идеями, появился одновременно с реформированием Юлианского календаря папой Григорием XIII. С этого времени начинаются и хронология как наука, и новейшие попытки стандартизировать измерение исторического времени.

Григорианский календарь, известный как «новый стиль» (NS) и введенный в католических странах Европы в 1585 г., принят не везде. Большинство протестантских и православных стран еще долго придерживались юлианского «старого стиля». Новый стиль они принимали по настроению: Шотландия в 1700 г., Англия в 1752 г., Россия в 1918 г. Пока два календаря сосуществовали, вся международная корреспонденция должна была иметь две даты: например, 1/12 марта 1734 г. или 24 октября/7 ноября 1917 г.

В результате то и дело случаются казусы. Поскольку разрыв календарных дат в XVII в. составлял 10-11 дней, то можно было, отплыв из Дувра через Ла-Манш, прибыть в Кале только в середине следующего месяца. Поскольку же, по старому стилю, год начинается 25 марта, а по-новому— 1 января, то можно было, отплыв из Кале в один год, прибыть в Дувр в предыдущий год. И Европа не могла полностью синхронизировать свою деятельность до тех пор, пока большевики не упразднили старый стиль. Так что в России ничего не происходило в период с 31 января 1918 года (по старому стилю) по 14 февраля (по новому). С 1918 по 1940 гг. советские коммунисты в подражание деятелям Французской революции отменили семидневную неделю, названия дней недели заменили номерами и считали «года революции», начиная с 1917-го. Рождение Европы, ок. 330 - 800 197

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ANNO DOMINI:

  1. 19.2. Оценка ренты
  2. ANGELUS
  3. СТРАДИВАРИ
  4. ПФАЛЬЦ (РЕЗИДЕНЦИЯ)
  5. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  6. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  7. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  8. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  10. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  11. Рассмотрим капитал бренда
  12. Что такое бренд?
  13. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  14. Мониторинг капитала бренда
  15. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  16. Как бренды создают ценность для потребителей
  17. Как бренды создают ценности для компании