<<
>>

4.6.6. Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуру

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век

получил название «золотого века» русской культуры, кото­рая заняла выдающееся положение в общемировой культу­ре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской по­литике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппози­ционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как кре­постничество.

Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 — 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскре­пощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и факто­ром, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просве-

251

щение было признано важнейшим направлением государ­ственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Алек­сандре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготов­ки которых учреждается ряд новых университетов (Вилен-ский, Дерпт-ский, Харьковский, Казанский, С.-Петербург­ский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наи­более известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начи­нает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась без­грамотной. Государственная политика по отношению к про­свещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись воль­нодумство и стремление к преобразованиям. В периоды ре­акции и ужесточения внутренней политики (эпоха Нико­лая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образовани­ем, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничива­лась их внутренняя автономия.

Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На стра­ницах газет и журналов велась полемика между сторонни­ками различных направлений общественной мысли, оце­нивались важнейшие события и явления жизни государ­ства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких из­даниях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Совре­менник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а.затем Н.Г. Чернышев-ского и Н.А. Добролюбова; «Отечествен­ные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасо­ва и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800.

В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий вы­пускаемой литературы. Периодическая печать и литера­тура способствовали просвещению общества, росту поли-

252

тической культуры и правосознания жителей страны,

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. име­ло свои особенности, состоявшие в интенсивном накопле­нии фактического материала, новых теоретических разра­боток и в острой борьбе прогрессивных ученых с предста­вителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом мате­риалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструи­ровал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулиро­ванный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфе­ре психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с об­щим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие,историки XIX в., как Н.М. Ка­рамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский создали фунда­ментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, ос­новных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тен­денцией в литературе является смена классицизма и сен­тиментализма новым течением — романтизмом, воспеваю­щим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявля­ется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверж­дается реализм — стремление изображать жизнь в ее типи­ческих проявлениях. Основоположниками реализма в рус­ской литературе были гениальный поэт, прозаик, драма-

253

тург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принад­лежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пико­вая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспо­щадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лер-монтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущ­ности бытия. Этот психологизм был вызван той напря­женностью в обществе, которая была характерна для вто­рой половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором пре­обладали религиозная и мифологическая тематика, вытес­няется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого перио­да в живописи было «Товарищество передвижных художе­ственных выставок», в состав которого входили такие ма­стера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, тра­диции; история России, проблемы современной действи­тельности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедев­рами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвига­ются величественные официальные здания и архитектур­ные ансамбли, призванные символизировать величие и про­цветание Российской империи. В этот период были пост­роены ансамбль Дворцовой площади, Йсаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факто­ры. Это, во-первых, достижения промышленного прогрес-

254

са, приведшие к появлению нового-типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под ста­рину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены зда­ния Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архи­тектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная куль­тура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называе­мой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для твор­цов объединения характерно создание крупных музыкаль­ных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.

Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания рос­сийского общества, просвещения, научно-технического про­гресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в рус­ской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

<< | >>
Источник: Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е. и др.. История— Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 4.6.6. Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуру:

  1. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  2. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  3. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  4. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  5. § 64. Русская культура XIX В.
  6. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  7. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  8. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е голы XIX века
  9. 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв
  10. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30-50-е годы XIX века
  11. 2.РЕВОЛЮЦИИ XIX ВЕКА
  12. 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
  13. 1. «СФИНКС» XIX ВЕКА — НЕ РАЗГАДАННЫЙ СТО ЛЕТ СПУСТЯ
  14. Мировые войны XX века. Причины и последствия