<<
>>

4.5.3. Развитие культуры в странах Запалной Европы в XIX в.

Наука и техника. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в естествознании.
Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундамен-тальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых все более совер-шенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являю-щиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч.
Дарвин разработал свою революционную концепцию про-исхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX—XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в раститель-ном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Джен- нер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим достижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В.
Рентгеном «лучей икс», способствовавшим значитель-ным успехам в области диагностики и хирургии. Результа-том этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев.

Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особен-ность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических новшеств. Европейские ученые добились значительных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г.

американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат, в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания. «Отцами» современного автомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К. Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обы-денным явлением.

Литература и искусство. Начало XIX века было озна-меновано борьбой таких противостоящих друг другу тече-ний, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверен-ность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в., а также индустриализацией, коренным образом ме-нявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведе-ниях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и ху-дожников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявля-лись в творчестве итальянского композитора Д.

Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре историче-ского романа, в произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейдь, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго.

225

Романтизм проникает также в архитектуру, что способ-ствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живопись. Крупнейши-ми художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали

8. Зак. 243

сюжеты произведений из революционных событий в Европе первой половины XIX века.

К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составляла проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Дик-кенса, социальных «панорамах» О. Бальзака, объектив-ном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских ху-дожников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изобра-жавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных рево-люционным событиям во Франции 30—40-х гг.

С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые ма-териалы, прежде всего железо и сталь. В 30—40-е годы на-мечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создаются роскошные здания с пышными нагромождениями леп-ных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изяществом. В конце XIX в.

в архитектуру прони-кают последние достижения технической мысли: в конце 80-х гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня; в США начинают сооружаться небоскре-бы. Все эти новые явления выступали в качестве своеобраз-ной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и * величия западного мира.

Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового худо-жественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моменталь-ное впечатление от увиденного, от поверхности и простран-ства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человечес-кое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого те

чения, которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др.

Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это спо-собствовало значительным успехам в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, пе-рестает быть «развлечением для избранных». Рост гра-мотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются много-численные публичные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство в XIX веке отражали все важнейшие изменения в жизни западной цивилизации, являясь показате-лем бурного социально-экономического развития, проис-ходившего в это время.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме 4.5.3. Развитие культуры в странах Запалной Европы в XIX в.:

  1. 4,5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XiX в.
  2. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII—XIX вв.
  3. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в. 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв.
  4. § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  5. Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – Ч. 2: XIX в. – 290 с., 2010
  6. 10.3. Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
  7. 10.3. Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
  8. 10.3. Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
  9. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ КОНЕЦ XVIII - XIX ВЕК.
  10. 77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В
  11. § 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы
  12. 5.5. Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг. 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922 гг.)
  13. 87. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ
  14. § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  15. 20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны?
  16. 1. Как происходило экономическое развитие ведущих стран Европы и Америки в конце ХIХ – начале ХХ вв.?
  17. § 3. Главные черты социально-экономического и политического развития стран Европы и США в 1924 - 1929 г.
  18. Сост. Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – Ч. 1: XVII-XVIII вв. – 432 с., 2010