<<
>>

4.1.5. Развитие культуры в новое время

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцве­та европейской культуры, которая в этот период развива­ется под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Ита­лии, это течение распространяется затем во всех странах Европы.
В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете­лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистичес­кого индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти­руется на возвращение к античности, усвоение ее класси­ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту­ра, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма­киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-

159

ских вопросов, рассмотрением социально-политических про­блем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное раз­витие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав­торитету, что означает зарождение экспериментальной на­уки современного типа. Развитие астрономии вследствие де­ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов клас­сического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качествен­но новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обо­сновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассужде­ние о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейс­кой культуре — рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко — стиль, обладающий очень чув­ственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший дра­матизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй поло­вины XVII века ощущается воздействие рационализма, ко­торый нашел свое воплощение в классицизме, направле­нии, основанном на превалировании разумного над чув­ственным. Строгие, пропорциональные, симметричные фор­мы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всей Европе.

160

XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просве­щения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. В чем заключаются причины его возникно­вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образо­вывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные до­стижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность пере­стройки общественной жизни в соответствии с рационали­стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент со­временной цивилизации. Общей чертой для всех просвети­телей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к бо­лее совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация призна­валась эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыг­рала концепция гражданского общества, возникшая на ос­нове теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой об­щество передает часть своих прав государству. Что же каса­ется государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки мож­но отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодатель-

6. Зак. 605

161

ная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разде­ляться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обще­ственного устройства. Их политические и социальные тео­рии легли в основу многих современных общественно-по­литических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

<< | >>
Источник: Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е. и др.. История— Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).. 2007

Еще по теме 4.1.5. Развитие культуры в новое время:

  1. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  2. Культура Камбоджи в Новое время
  3. Культура Таиланда в Новое время
  4. Культура Лаоса в Новое время
  5. Культура Монголии в Новое время
  6. Культура Бирмы в Новое время
  7. Глава 26. Развитие науки и техники в новое время.
  8. Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
  9. ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  10. НОВОЕ ВРЕМЯ
  11. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ