<<
>>

4.1.5. Развитие культуры в новое время

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы.
В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете-лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти-руется на возвращение к античности, усвоение ее класси-ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту-ра, живопись, политические теории и т. д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма-киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-ских вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапли-вают фактический материал, полученный в результате на-блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав-торитету, что означает зарождение экспериментальной на-уки современного типа. Развитие астрономии вследствие де-ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета.

К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура под-нимается на качественно новую ступень.

Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимен-та в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. В сфере искусства в XVII в. господствует барокко — стиль, носящий очень чувственный характер, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свой-ственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII в. распространяется по всей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просве-щения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональным явлением. В чем заключаются причины его возникно-вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образо-вывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные до-стижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность пере-стройки общественной жизни в соответствии с рационали-стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф- ферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент со-временной цивилизации. Общей чертой для всех просвети-телей был настоящий «культ науки».

Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен- тричным, признающим западную цивилизацию эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий есте-ственных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается го-сударства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К дос-тижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескьё. Она заключается в том, что три составляю-щие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обще-ственного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-по-литических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме 4.1.5. Развитие культуры в новое время:

  1. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  2. Культура Камбоджи в Новое время
  3. Культура Таиланда в Новое время
  4. Культура Лаоса в Новое время
  5. Культура Монголии в Новое время
  6. Культура Бирмы в Новое время
  7. Глава 26. Развитие науки и техники в новое время.
  8. Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
  9. ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  10. НОВОЕ ВРЕМЯ