<<
>>

,1 2 . ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА

Эразм Роттердамский (1469-1536) - нидерланд ский гуманист, сыграл важную роль в подготовке Ре формации как критик церкви и ученый-библеист. Эразм считал основополагающим в христианстве стремле ние человека к Богу в надежде на его безграничную милость, что подразумевает способность человека стремиться, а значит, свободу его воли.

В концепции Эразма проявилась оптимистическая вера в неколе бимость человеческой природы, созданной по образу Бога.

Для Эразма характерна резкая критика современ ных ему общественного порядка и доминирующих мировоззренческих установок. Он предлагает пере осмысление жизненных ценностей и приоритетов на индивидуальном уровне без отказа от религии.

Мартин Лютер (1483-1546) - немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии. Его глав ные работы - «Лекции о Послании к Римлянам», «Девя носто пять тезисов», «О светской власти, в какой мере мы обязаны ей повиноваться» и др.

По Лютеру, человек предстает в двух ипостасях: 1 )евангельской; 2)правовой (гражданской).

Вся беда человечества в том, что истинных христи ан по сравнению с другими ничтожно мало.

Отсюда проистекает божественное разделение власти на ду ховную и светскую. Первая предназначена для истин но верующих. Вторая призвана сдерживать чуждых добродетели людей.

Настоящий христианин не нуждается ни в принужде нии, ни в насилии. Он сам заботится о людях, уважает

: ближнего и власть. Лютер стоит на позиции утвержде

ния светского характера власти. Она может касаться | только тела человека и его имущества, но не его души.

Выступает за самостоятельность светской власти, за I ее независимость от церкви. Он исходит из духовной

автономии индивида. Не священник - посредник меж ду человеком и Богом, но исключительно сам верую щий общается с Богом.

Истинная вера - это не по казное молебствование в церкви, а доверие к Христу в сердце. Лютер выступает и против привилегий пред ставителей католического духовенства. Священники должны направлять верующих по пути блага и истины, а не стяжать власть, стремясь превзойти в могуще стве своем государство. На этом основывается пози ция основателя движения за обновление Церкви, за независимость светской власти от духовной.

Представитель швейцарской Реформации - Жан Каль- ! вин (1509-1564). В своей работе «Наставление в хри

стианской вере» описывает общину верующих, управляе мую выборными духовными лицами. В центре учения Кальвина - идея об абсолютном предопределении. Судьба каждого человека определена Богом. Причем божествен ный замысел не может быть изменен. Можно лишь по стигнуть его. Если человек угоден Богу, значит, он преус певает. Религиозные идеи кальвинистов: бережливость, максимальное трудолюбие, результаты труда должны ис пользоваться ради приумножения богатства.

Предопределенность человека выше сословных и иных различий. Такая идеология соответствовала нарождаю щимся буржуазным социально-экономическим отноше-

Первый заключается в имеющих место в обществе отношениях господства и подчинения, что находит выражение в повиновении представителей низших слоев общества высшим. Но это не означает обоже ствления верховного правителя или освященности каждого его действия. Ведь власть по своему проис хождению может быть несправедлива и дурна. Она также может быть использована и во зло - третий мо мент понимания власти Фомой; следствие этого - вырождение власти. Определение законности власти принадлежит Церкви.

Цель государства - общее благо и соблюдение закона. Фома классифицирует формы государ ства в зависимости от соответствия благу и за конности на:

правильные - монархия, полития, аристократия;

неправильные, извращенные - олигархия, тирания, демократия.

Наиболее правильная форма государственного устройства - монархия. Монарх должен стоять во главе царства земного.

Лишь монархии являются жизнеспо собными, чему примером служит история. Наихудший тип государственного устройства - тирания.

Насущный вопрос того времени - проблема соот ношения церковной власти и светской. По Фоме, эти два типа власти неразрывны, как душа и тело. Цер ковь ответственна за души. Она должна искоренять ересь и всякое отступление от веры. Когда на непра ведный путь встает монарх, он может быть смещен.

Монарх должен быть христианином и владеть поли тическим искусством. Только так он может установить согласие между подданными и вести государство по пути достижения наибольшего блага.

справедливость, мир и покой. Основателем «града земного» был братоубийца Каин. Земное государство - создание рук человеческих. Его цель - временная. Оно создано и держится путем насилия и принуждения.

Назначение благого государства Августин видит в слу жении церкви. Благое государство направляет мир зем ной к миру небесному. Оно сохраняет и поддерживает единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви. Отсюда разделение земных госу дарств на праведные и неправедные. Первыми управ ляют христианские государи, вторыми - язычники и безбожники. Христианское государство характеризу ется богословом как образец «града земного». Такое го сударство - лучшее, что может быть на земле.

Одной из проблем патристики была проблема теоди цеи - оправдания Бога. Она заключалась в ответе на вопрос о том, как в мире, созданном всеблагим Богом, возможно зло. Источник зла Августин видит в свободной воле людей. Она влечет их от единства к множеству. Самого зла как такового не существует. Зло - лишь не достаток или отсутствие добра. Злу предается обладаю щий свободной волей человек.

Государство оправдывает свое существование под-держанием социального порядка. Источник рабства - прегрешение сына Ноя Хама. Источник рабства отдель ных людей - военный плен.

Но войны не противоречат божьим заповедям. Бо жественным установлением являются также частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме ,1 2 . ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА:

  1. 15 ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА
  2. 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  4. 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения
  5. § 35. Возрождение и гуманизм
  6. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  7. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  8. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  9. 18. Мировоззрение и идеалы личности
  10. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  11. Немецкий гуманизм.
  12. § 3. Политико-правовая культура России XX в.
  13. Теоретический гуманизм
  14. 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  15. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  16. 25. Политико-правовая традиция сша
  17. 48 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)