<<
>>

36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ

Татаро-монгольское иго и феодальная раздробленность были описаны в летописях («Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.)- В них осуждается сепаратизм князей. В «Задонщине» проводится идея первенства Московского княжества.

Ее автор призывает князей объединяться под началом именно этого княжества.

Внешнеполитические и внутренние успехи Ивана Ш нашли свое отражение в «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских». Они должны были идеологически оформить уже реальное политическое первенство Москвы. В них реализуется идея о преемственности власти между римскими императорами и московскими князьями. Эти идеи развились в книге «Москва - Третий Рим» (начало XVI в.; псковский монах Филофей). Филофей представляет исторический процесс как смену трех государств. Их столицами является символический Рим. Первый Рим погряз в ереси и разврате, пал под ударами варваров. Второй Рим (Константинополь), обратившийся к католицизму, захвачен турками в 1453 г.

Единственным оплотом и хранительницей христианской веры, православия является Москва. Такое мировоззрение отражало влияние православной церкви. Претензии духовной власти на вмешательство в мирские дела выразилось в оппозиции внутри самой церкви. Две противоположные группировки получили наименование иосифлян (идеолог - игумен Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (идеолог - монах Нил Сорский). Нестяжатели выступали против накопления церковью чрезмерных материальных благ. Они призывали ее заботиться о духовном, а не о мирском состоянии. Нестяжатели проводили идею и некоторого ограничения царской власти и призывали государя советоваться со своими приближенными - князьями и боярами.

Идеологические доктрины при Иване IV Грозном приобретают светский характер. Основное содержание идеологического наследия

содержится в челобитных письмах царю Ивана Пересветова и в переписке Ивана IV с князем Курбским.

Андрей Курбский считает нормальным государственный порядок, основанный на участии в управлении боярского совета. Царю подобает быть главой, а советников своих любить. Государь должен делиться своими царскими думами не только с одними великородными и правдивыми советниками. Князь Курбский допускает и народное участие в управлении.

Иван Грозный обвиняет бояр в похищении и присвоении власти государя. Он возражает против всего политического образа мысли боярства.

Письма Пересветова являются резким политическим выпадом, направленным против бояр, в котором он восхваляется рядовое военно- служилое дворянство.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ:

  1. 32. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕВ ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  2. 4.2. Политическая мысль периода Московского государства
  3. 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
  4. 52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  5. 30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
  6. 16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  7. 44. Учение Гегеля о государстве и праве
  8. 6.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХШ – XV вв.)
  9. 6.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХШ - XV вв.)
  10. 6.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХШ – XV вв.)
  11. 58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневич*