17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
Николо Макиавелли (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др.
Макиавелли говорит о наличии объективной исторической необходимости, судьбе.
Но она не абсолютна, в истории есть место и для личной энергии отдельного человека (воли, доблести, предприимчивости). Макиавелли также считает, что церковь должна служить интересам государства и народа. Христианство, по его мнению, проповедующее смирение, только обессиливает человека. Он считает, что догмам традиционной религии и морали не следует придавать никакого значения, поскольку они не могут содействовать укреплению благоустройства общества.Государство - это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем.
Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т.д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил - народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись.
В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:
единовластие, правление немногих;
правление всего народа.
В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы:
монархию;
олигархию;
демократию.
Все три типа относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.
Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм государственности. Республика должна быть результатом согласования всех трех государственных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. В таком случае государство будет благоденствовать. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.
Сущность республики заключается в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.
Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.
Еще по теме 17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ:
- 13. УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
- 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
- 25 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА
- 2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА
- 54. Политико-правовое учение марксизма
- 56. Политико-правовое учение Б. Чичерина
- j 21. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- 47. Политико-правовое учение Опоста Конта
- Никколо Макиавелли
- § 3. Циклическая теория Макиавелли
- Н. МАКИАВЕЛЛИ Государь
- 29. УЧЕНИЕ Ж. Б. СЕЯ
- 27. УЧЕНИЕ Ф. КЕНЭ
- 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
- 10. Классическое учение о темпераменте
- Жан Кальвин и его учение.
- 24. УЧЕНИЕ Т. МАЛЬТУСА