12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Фома Аквинский (1226-1274) - средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей».
Фома Аквинский - выдающаяся фигура средневековой политико- правовой мысли.
Он уделяет особое место учению о законах, их видах и соподчиненности. Он делит законы на положительные (писаные) и естественные. Естественные законы - это отражение человеческим разумом разума Божественного.Законы Божественные касаются духовной жизни человека, а человеческие касаются политической жизни. Так, кодекс Божественного закона - это Библия, а человеческий закон - это феодальное право. Фома считал, что феодальное право совпадает с естественным законом, и следствием выполнения этого закона является сохранение жизни и продолжение рода.
Когда государь нарушает Божественный закон, духовная власть должна оказать давление на светскую власть. Всякая власть от Бога, а Церковь - выразитель его воли на земле. Только духовная власть позволяет праву светской власти осуществлять свои функции.
Аквинский выделяет три основных момента государственной власти:
сущность;
происхождение;
использование.
Сущность государства заключается в соотношении господства и подчинения, что отражается в повиновении представителей низших слоев общества высшими.
Однако это не означает того, что государь обожествляется или все его действия освящаются, так как власть по своему происхождению может быть тоже несправедлива и дурна. Она быть использована и во зло, и следствием этого является вырождение власти. Определение законности власти осуществляется Церковью.Цель государства - установление общего блага и соблюдения закона. Фома классифицирует следующие формы государства:
правильные - монархия, полития, аристократия;
неправильные, извращенные - олигархия, тирания, демократия.
Правильная форма государственного устройства - это монархия.
Именно монарх должен стоять во главе царства земного, и только монархические государства жизнеспособны; пример тому - история. Наихудший тип государственного устройства - это тирания.
Одна из важных проблем того периода - это проблема соотношения церковной власти и светской, ведь, по утверждению Фомы, эти два типа власти неразрывны. Что касается Церкви, то она ответственна за души и должна искоренять ересь и любое отступление от веры.
Если на неправедный путь встанет монарх, он должен быть смещен. Монарх должен быть христианином и владеть политическим искусством, так как только таким способом он может установить согласие между подданными и успешно вести государственные дела.
Еще по теме 12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА:
- 1 1 . СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
- Коммуникационное толкование бизнеса
- ПОЛИТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
- Социология права и политика.
- § 2. Связь политики, права и демократии в истории
- Лекция 25 ПОЛИТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
- 7. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
- 17.2. Продажа права на заключение договора или арендного права
- Уступка арендного права, а также права на заключение договора
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Уступка арендного права, а также права на заключение договора
- 5.4.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
- 8.3.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора