42. РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (ГЕРЦЕН, ЛАВРОВ, ТКАЧЕВ, ЛЕНИН)


Александр Ивановом Герцен (1812-1870) - один из родоначальников концепции русского социализма. Герцен критиковал учение славянофилов. Он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат задатки социализма.
Последний найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Деревенская община означала для него крестьянский коммунизм.
Герцен верил в будущее социализма. Но он никогда не рассматривал социализм как совершенную форму общественных отношений.
В русском крестьянском мире содержатся три начала для поворота к социализму:
право каждого на землю;
общинное владение ею;
мирское управление.
Эти общинные начала препятствуют развитию сель ского пролетариата и дают возможность миновать этап капиталистического развития.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - видней ший теоретик народничества. В основу своей поли тико-правовой концепции он положил идею о роли отдельной «критически мыслящей» личности. Это не вождь, не лидер государства, это - критически мыс лящий индивидуум. Этот индивидуум оказывает зна чительное влияние на свой слой общества. С этим понятием связана и формула общественного прогрес са. Прогресс - это развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении.
Он выделял три условия для прогрессивного раз вития общества. Личность должна располагать: 1)материальными удобствами, тем их минимумом, ниже которого начинаются страдания, болезни, за держивающие развитие;
возможностями умственного развития;
самостоятельностью убеждений и осознанием того, что собственное достоинство каждого заключает ся в уважении достоинства других.
Петр Николаевич Ткачев (1844-1886) - социо лог, литературный критик, публицист, революционный деятель, основной теоретик бланкизма.
В центре внимания теории Ткачева находится идея прогресса. Прогресс отражается в трех сферах: 1 )природе;
индивидуальном организме;
человеческом обществе.
Ткачев полагает, что прогресс в чистом виде суще ствует только в обществе. Основная цель прогресса - уравновесить потребности людей и возможности их удовлетворения. Чтобы достичь этой цели, необходимо установление возможно полного равенства индиви дуальностей. Эта цель достигается путем радикального экономического преобразования, социалистической революции. Ее основой служит политический заговор меньшинства.
Политическую борьбу, предшествующую заговору, он осуждал. Социальной базой заговора должно стать ин теллигентское меньшинство. Он говорил, что задача революционеров не подготавливать революцию, а «де лать» ее. Перспективы революции в России намного более реальны, чем на Западе.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) - основоположник большевизма. Центральная проблема в работе Ленина «Государство и революция» - классы и классовая борьба.
Государство - это продукт и проявление непри-миримости классовых противоречий. Оно является орудием насилия, аппаратом подавления одного клас са другим.
половине XX в. оказало огромное влияние на госу дарственную политику целого ряда стран.
Приверженцы неоконсервативных идей (Ф. фон Хай- ек, И. Кристол, М. Фридман) придерживаются идеи об автономии экономики.
Государство не должно вмеши ваться в сферу экономических отношений. Его роль - предоставить как можно более полную свободу частно му предпринимательству. Неоконсерваторы стремятся свести роль государства к роли арбитра. Оно призвано решать споры между хозяйствующими субъектами.
Одним из видных идеологов неоконсерватизма вы ступил австрийский экономист Фридрих фон Хай- ек (1899-1992). Наиболее полно его концепция рас крыта в работах «Конституция свободы», «Право, законодательство и свобода» и «Дорога к рабству».
По Хайеку, экономика существует по закону спонтан ного порядка. Такой порядок образуется взаимным со гласованием поведения индивида с учетом цен. В про цессе взаимодействия индивиды реализуют свои интересы. Только в обществе со свободной рыночной системой возможен политический плюрализм.
Хайек анализирует процесс формирования тоталитар ных режимов в Германии и Италии. Он приходит к выво ду: вмешательство государства в экономику неизбежно приводит к возникновению тоталитарных режимов, т. е. изменения в экономической сфере неизбежно влекут изменения в политической.
Общество представляет собой совокупность инди видов. Они постоянно приспосабливаются к изме няющимся условиям. Поэтому общество не может быть централизовано. Государство неспособно контроли ровать поведение множества индивидов. Именно частное предпринимательство представляется неким солидаризирующим общество фактором.
ления благодаря притоку новых народных сил. Госу дарство выполняет роль внешней формы общества.
Одну из главнейших опасностей для общества пред ставляет неимоверно разросшийся бюрократический аппарат государства. Государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной жизни, общества. Одновременно он выступает и как противник сословного деления общества.
Но концепция Аксакова не предусматривает либе ральных политических преобразований. Аксаков вы ступал за сохранение самодержавия, православной веры как основы русского народного духа.
Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) тоже внес большой вклад в формирование идеологии сла вянофильства. Опорой российского общества он счи тал крестьянскую общину. Благодаря общинному укла ду крестьянство избегает конфликтов народа с властью. Община хранит и защищает своеобразие и внутреннюю свободу личности.
В русском национальном характере наиболее разви ты этические принципы христианского гуманизма, от-сутствует национальный эгоизм и враждебность к дру гим народам. Не чуждо русскому народу чувство единства с родственными ему славянскими народами.
Он призывает церковь сбросить с себя ярмо свет ской власти и в борьбе за веру рассчитывать на свои собственные силы. Он полагает, что невозможно свет ской власти вмешиваться в нравственную сферу лич ности.
Необходимо единство православия, самодержавия и народности, как это было до реформ Петра I. Аксаков называет русский народ негосударственным: он не требует от власти участия в управлении государством. Для него государство - это не цель, а средство. Рус ский народ не стремится к власти, а хранит ее.
<< |
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 42. РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (ГЕРЦЕН, ЛАВРОВ, ТКАЧЕВ, ЛЕНИН):

  1. 46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)
  2. 55. Политико-правовая идеология «русского социализма» (народничества)
  3. 62. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НАРОДНИЧЕСТВА. М. А. БАКУНИН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ
  4. Утопический социализм
  5. Социализм.
  6. Немарксистский социализм
  7. Социализм
  8. А.И. ГЕРЦЕНРусский народ и социализм
  9. Социализм и национализм на Востоке
  10. § 4. Социализм
  11. Элементы социализма
  12. 55 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМА
  13. 18.1. Образование мировой системы социализма
  14. 18.1. Образование мировой системы социализма
  15. 18.1. Образование мировой системы социализма
  16. 2. «Бирманский путь к социализму». Генерал Не Вин.