<<
>>

6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ

В VI—III вв. до н. э. Китай характеризуется бурным рас-цветом социально-политических концепций. К этому привели коренные изменения в экономической и поли тической сферах китайского общества.

Это вызвано:

появлением частной собственности на землю;

усилением имущественной дифференциации;

возвышением наиболее зажиточных членов общин;

ослаблением внутриродовых связей;

обострением социальных конфликтов. Даосизм основал мудрец Лао-Цзы (IV-III вв. до н. э.),

который был автором трактата «Дао дэ цзин». В центре его учения - понятие «дао» - путь. Оно отражает путь человека или целого народа и общества согласно воле богов. В даосской интерпретации дао предстает как не кое мировое начало. Над ним не может быть ни воли зем ного владыки, ни воли народа. Это круговорот существу ющих в непрерывном потоке изменений вещей, явлений. Перед всепоглощающей мощью дао человек способен лишь продлить свою жизнь. Конфликты и социальные бедствия вытекают из утраты людьми первоначальной связи с дао.

В своих суетных желаниях и страстях они отдалились от него. Лао-Цзы говорит о возможности пе редела имущества богатых в пользу более бедных об щинников. Образ идеального правителя описывается через призму принципа недеяния. Правитель не должен активно вмешиваться в дела общества.

Более влиятельным, чем даосизм, было конфуциан ство. Его родоначальником был Кун-Цзы (европеизиро ванное - Конфуций; 551 -479 гг. до н. э.). Он изложил свое учение в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральные темы - описание благородного мужа, пра вила человеколюбия и ритуалов.

Государством должны управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя. Люди разделяются на высших и низших не по знатности, а по этическим качествам и знаниям. Благородство - это следова ние нормам морали.

Только благородный человек может управлять государством. Вместо имуществен ной дифференциации он вводит принцип моральных заслуг и ума, который являлся критерием принадлеж ности к той или иной ступени иерархии. Власть госу даря носит патриархальный характер. Правитель дол жен выполнять роль отца для своих подданных. Воспитывать подданных следует, увлекая собствен ным примером. Народ должен почитать правителя как отца и повиноваться ему.

00

Основатель школы моистов - Мо-цзы (ок. 479-400 гг. до н. э.) - изложил основы своей политико-правовой кон цепции в трактате «Мо-цзы». Приверженцы этой школы отрицали назначение на государственные должности по родовому признаку. Мо-цзы считал необходимым назна чать на государственные посты мудрых людей. Наслед ная аристократия не должна принимать участие в управ-лении государством. Под мудростью понималась не книжная наука, а практические знания.

Интересы чиновников и имущественной аристокра тии отражал легизм (Шан Ян; 390-338 гг. до н. э.). Легизм преследовал чисто прагматические цели. Точ ный расчет в политике легизм противопоставляет мо рализаторству Конфуция. Легисты отрицали возмож ность возврата к архаическим традициям.

Легисты выступали за:

централизацию власти в руках правителя;

ограничение произвола наместников путем бюрок ратизации их власти.

Он - важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.

Эпоха брахманизма заканчивается в середине I ты сячелетия до н. э., так как новые политические реалии требовали принципиально новых политико-правовых идей. Одной из них явился буддизм.

Создание буддизма приписывают индийскому прин цу Сиддхартха Гаутама (VI-V вв. до н. э.). Путем аске тической жизни он стал Просветленным, т. е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения чело века от страданий. Источник страданий - в страстях и желаниях.

В буддизме существует два пути спасения - боль шой и малый. Первый предусматривает полное отре шение от мирской суеты через вступление в мона шескую общину.

Второй путь был рассчитан на живущих обычной, мирской жизнью. Монашеская жизнь регулировалась строгим уставом; среди мона хов не имело значения деление на касты. Буддизм отверг сословную структуру в религиозной сфере. Достичь просветления мог любой. Буддизм призна вал ведущую роль в общественной жизни не за брах манами, а за кшатриями. Это было направлено на подрыв влияние жречества, его политического влия ния. Буддизм ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.

С течением времени буддизм все больше трансфор мировался в сторону приспособления к государствен ным интересам. В нем усиливаются мотивы покорно сти, отхода от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензия ми жречества на светскую власть.

ной знати, так и высшие военные и гражданские чины Египта. Немалую роль играли в Египте писцы, из кото рых рекрутировалось высшее чиновничество.

Рабы появляются в Египте еще до возникновения централизованного государства. Основным источни ком притока рабов являлся военный плен. Длитель ное время существовала практика продажи в рабство за долги.

Следует выделить несколько основных харак теристик политико-правовых доктрин Древне го Востока:

их прикладной характер - содержание правовых и политических учений сводилось к описанию меха низма функционирования власти и ее институтов не на теоретическом обобщенном уровне, а на практи ческом, представлявшем власть во всех ее прояв лениях как механизм;

отождествление власти императора (царя, фарао на) с государственной властью - отсюда господ ствовавшая во всех древневосточных государствах такая форма государственного правления, как дес потизм;

тесная связь политико-правовых концепций с мо ралью - результатом был ярко выраженный эти ческий подтекст данных учений;

формирование и развитие политико-правовых уче ний проходило под влиянием мифологически-рели гиозных представлений - многие трудные вопросы решались с помощью уже разработанного мифоло гического или религиозного материала.

Взгляды на политику и общество на Древнем Востоке можно охарактеризовать как:

идеологические;

этические;

прикладные;

религиозно-догматические.

Они были направлены на укрепление существующе го строя, отражали интересы верхушки социальной иерархии восточных деспотий.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ:

  1. 7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  2. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  3. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  4. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  5. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  6. 41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн
  7. 13. Политико-правовые учения Августииа Блаженного
  8. 11. Политико-правовые учения Цицерона.Римские юристы
  9. 31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  10. 27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  11. 46. Либерализм в Англии. Политико-правовые ученияИ. Бентама
  12. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме