<<
>>

6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр.
vkda - «знание, ведение»). Веды - канон священных книг ариев, где изложены религиозные представления и описание ритуалов.
Согласно Ведам все люди делятся на четыре варны (сословия, касты), как то:
брахманы - священнослужители;
кшатрии - правители и воины;
вайшки - земледельцы, ремесленники, торговцы;
шудры - лица физического труда, слуги.
Верхушку социальной иерархии составляли брахманы и кшатрии. Брахманы сосредоточили в своих руках духовную власть, а кшатрии - светскую. Религиозно-философская система была выработана брахманами и получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы).
Основой брахманизма было представление о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека, его судьба выражены в понятии дхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась за ним всю жизнь.
Государственная власть описывается в брахманистском каноне как единоличное правление государя. Он - важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.
Эпоха брахманизма заканчивается в середине I тысячелетия до н. э., на смену брахманизму приходит буддизм. По преданию
происхождение буддизма связано с именем индийского принца Сиддхартха Гаутама (У1—Увв. до н. э.). Путем аскетической жизни он стал Просветленным, т. е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения человека от страданий. Достичь просветления мог любой. Буддизм признавал ведущую роль в общественной жизни не за брахманами, а за кшатриями. Такая политика была направлена на подрыв влияния жрецов (брахманов). Буддизм также ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.
С течением времени буддизм все больше трансформировался в сторону приспособления к государственным интересам. В нем усиливаются мотивы покорности, отход от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензиями жречества на светскую власть.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008 {original}

Еще по теме 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ:

  1. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  2. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  4. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  5. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  6. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  7. 7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  8. 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  9. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  10. 41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн
  11. 13. Политико-правовые учения Августииа Блаженного
  12. 11. Политико-правовые учения Цицерона.Римские юристы
  13. 31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  14. 27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  15. 46. Либерализм в Англии. Политико-правовые ученияИ. Бентама