<<
>>

3. Политико-правовые учения в Древней Индии

Ведущие направления в политико-правовой идеологии - брахманизм и буддизм (сер. 1 тысячелетия до н.э.), восходив шие к религиозно-мифологическому мировоззрению, изло женному в Ведах - древних ритуальных книгах ариев.

Основ ные разногласия между этими направлениями были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших ка чало кастовой организации индийского общества. Варны дели лись на: варну жрецов (брахманы), варну воинов (кшатрии), Варну земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Члены первых трех варн считались пол-ноправными общинниками, у них в подчинении были шудры.

Идеология брахманизма. Утверждение верховенства ро довой знати в складывающихся государствах. Политико-пра- под народом подразумевалась лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство).

Попытки теоретического обоснования всеобщего правово го равенства людей влекли за собой свирепые репрессии про тив политических мыслителей в сословных государствах.

2 этап: позднее Средневековье и начало Нового вре мени.

Эпоха грандиозных сдвигов, поисков, открытий в облас ти политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Это время Возрождения, Реформации, Просвещения.

Происходит признание и утверждение всеобщего равенст ва людей перед законом. В политико-правовой идеологии по существу была сформулирована теоретическая модель бессо словного, гражданского общества равноправных людей, сво- мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие пред ставители власти считались потомками или наместниками бо гов и наделялись священными чертами.

Политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания Незавершенность этого про цесса проявлялось в том, что:

1) политико -правовые учения Древнего Востока были сугу бо прикладными.

Главное содержание их составляли вопросы искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. Государственная власть отождествлялась с влас тью царя или императора;

ш

вовой трактат - «Законы Ману» (II в. до н.э. - II в. н .э.). Религия содержала догмат о перевоплощении душ: душа человека по сле смерти будет блуждать по телам людей низкого происхож дения либо, если он провел праведную жизнь, возродится в знатном человеке, небожителе Каждая варна должна соблю дать дхарш - культовые, общественные и семейные обязан ности, установленные богами Брахманы - изучение Вед. руко водство богослужениями и обучение народа религии; кшатрии - военное дело. Управление государственными и об щественными делами - привилегия двух этих варн. Вайшьи - обработка земли, выпас скота и торговля Шудры - служение трем варнам.

Сословная принадлежность определялась го рождению и бодно проявляющих свою личность, предприимчивость и твор ческую инициативу, обоснован цдеал общества, освобожден ного от сословных границ, лишних запретов и излишней право вой регламентации.

3 этап; Новое и Новейшее время. Происходит становле ние и развитие гражданского (бессословного, промышленно го, капиталистического) общества (ХІХ-ХХ вв.) - результат по литических революций в ряде стран Европы XV11-XVIII вв.

Политико-правовая идеология дополняется рядом новых тем. порожденных сложностями развития современного госу дарства и права гражданского общества.

Значительно шире получают развитие демократические те ории подчинения государства народу. Обосновываются раз-

*

2) политико-право вые учения не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Преобра зования государства и общества связывались с изменением морального облика людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственному совершенствованию государя, к уп равлению силой личного примера. Многие акции социального протеста проходили под лозунгом морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпато ров власти.

Народные массы выступали за восстановление справедливости, перераспределение богатств, но не подвер гали сомнению экономические и политические основы обще ства;

* х

являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы до пускали после смерти, как награда за служение богам, терпе ние. Идея наказания - основной принцип политической тео рии. «Весь мир подчиняется посредством Наказания». Государственная власть - единоличное правление государя.

Трактат «Артхашастра» (IV в. до н.э.): превосходство жрецов над остальными. Но: государь доминирует в законодательной деятельности. Цари в первую очередь должны отстаивать инте ресы государства, не останавливаясь даже перед нарушением религиозных догм.

Идеология буддизма. V!-V вв. до н.э Идея освобождения человека от страданий из-за мирских желаний. Спасение в вы ходе человека из мира и вступление его в монашескую общину.

Ф личные формы самоуправления, непосредственная и предста вительная демократия, выборность и ответственность должно стных лиц, широкое осуществление политических прав и сво бод. Выработка и осуществление политики происходит непосредственно народом и через зависимых от народа долж ностных лиц.

Также развивались идеи подчинения государства праву: людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон.

ми Индии,

следовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

Данные теории возникли еще в Древнем мире, но в этот пе риод получили особенное развитие.

3) в политико-правовых учениях развивались религиозно- мифологические воззрения. Социально-политические теории являлись сложными идеологическими образованиями, состо явшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Развернутые религиоз ные учения были созданы идеологами господствующих сосло вий. Эти учения освящали социальное неравенство, привиле гии знати, власть верхушки. Угнетенный класс критиковал религиозные догмы, искал новые формы веры, выступал про тив гнета и произвола.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока ут ратили независимость или погибли.

Возникшие в них полити ко-правовые учения, как правило, не получали развития. По

Две системы религиозно-моральных предписаний: для членов монашеской общины (свободные люди, отказавшиеся от се мьи собственности; их жизнь детально регламентировалась) и для мирян (для них правила не разрабатывались). Кшатрии за нимали первое место среди варн. Социальные требования сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затраги вали основ общественной жизни.

Сначала буддизм отражал взгляды земледельцев-общин- ников и городской бедноты. Затем он претерпел изменения. Усиливаются мотивы покорности власти, появляются идеи спа сения мирян

Дальнейшая инд ийская политико-правовая мысль связана с индуизмом - религией с элементами брахманизма, буддизма и др. верований. Он распространяется в основном за предела-

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 3. Политико-правовые учения в Древней Индии:

  1. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  2. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  4. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  5. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  6. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  7. 7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  8. 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  9. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  10. 41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн
  11. 13. Политико-правовые учения Августииа Блаженного
  12. 11. Политико-правовые учения Цицерона.Римские юристы
  13. 31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  14. 27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  15. 46. Либерализм в Англии. Политико-правовые ученияИ. Бентама
  16. 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  17. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ