<<
>>

51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов

Западники. Глава московских западников - Г Грановский. Общая цель исторического развития [и критерий прогресса) - создание нравственной и образованной личности, а также об щества, соответствующего потребностям такой личности К.

Кавелин - в истории русского права личность всегда погло щалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. Русская история была историей развития самодержавия и вла сти. Он осуждал крепостное право: в период подготовки крес тьянской реформы высказывался против политических преоб-разований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена, дворянство использует для сохранения своих приви легий и борьбы против реформ. В среде западников обсужда- Идее естественного равенства людей, свойственной Просве щению, он противопоставлял суждение - «в государственном общежитии право естественное уступает гражданскому». Пра во. государство, сословный строй России он связывал с идеей самобытного народного духа. Высоко ценя Петра I. Карамзин порицал его за искоренение древних навыков и введение ино странных обычаев.
Идя по пути просвещения, власть не долж на навязывать народу чуждые ему законы и учреждения. К Рос сии вообще неприменимо понятие прав гражданских: «У нас дворяне, купцы, мещане и проч. - все они имеют свои собст венные права - общего нет, кроме названия русских».

Понятия, нравы и обыкновения народа складываются века ми; поэтому для старого народа не надобно новых законов помещиков остаются за ними. Далее: помещичьи крестьяне получают в собственность дворы, где они живут, скот и орудия труда. Политические права обусловлены высоким имущест венным цензом. Сначала он выступал за республику, затем - монархия, основанная на разделении властей. Законодатель ная власть принадлежит Народному Вече (Верховная Дума и Палата представителей).

Исполнительная власть - императо ру. При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России. Деятельность императора и чиновников контролирует Народное Вече. Судебная власть - «Верховное судилище». Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.

ш

tn

лись не проекты конституции будущей России, а общие пер спективы развития страны в связи с историей других европей ских стран. Развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь Основ ная и первостепенная задача - крестьянская реформа. Они опасались, что преждевременное создание в России предста вительных учреждений по западным образцам неизбежно уси лит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права. Для западников первостепенной была про блема прав личности.

Славянофилы. Противостояли западникам в том, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славян ской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской В России нужно либо подготовить кодекс, основанный на обоб щении и согласовании указов и постановлений, изданных со времен царя Алексея Михайловича, либо издать полную сводную книгу российских законов или указов по всем частям судным Точно также Карамзин протестовал против преобра зования государственных учреждений. Главная ошибка зако нодателей - создание новых государственных учреждений - разных министерств. Государственного совета и прочее. Ум ный Макиавелли советовал при переменах в государственных органах сохранять для народа привычные названия; мы же со храняем вещь, меняем имена.

Надо не перестраивать учреждения, а найти для управления

і,

Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые

*

Будущая Россия предполагаласькакфедерация, состоящая из нескольких держав и областей или из областей, которые об разуются по территориальному принципу. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офице рами - членами тайных обществ.

Еще более радикально те же проблемы решал П.Пестель.

Написанная им «Русская правда» - программный документ Южного общества. Аграрный проект Пестеля основан на том. чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, «а не мни мую свободу им даровать». Цель аграрного проекта - обеспе чить каждому россиянину прожиточный минимум, защищаю щий его от нищеты. Пестель выступал против имущественного

ф

жизни в том, что в ней нет чего-то. что есть в Европе. Ю. Сама рин, А Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские. Главная осо бенность России,отличающая ееотЗапада. - ^общинное нача ло». «соборность», единодушие и согласие В славянском мире личность органически включена 8 общность. Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на •просветление об щинного начала общинным церковным (началом) Это про светление и гарантии внутренней свободы даются православи ем. сохранившим подлинное христианство, не оскверненное античным рационализмом.

Славянский мир выше всего ценит общность и свободу вну треннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэто му у России свой, особый путь, отличный от «ложных начал ис-

і «обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа».

Для наведения порядка в правосудии монарх должен быть строг и смотреть за судьями. Самым действенным побуждени ем из всех прочих является страх Карамзин советует также возвысить духовенство. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. Дворянство и духовенство. Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей.

ценза. По «Русской правде» все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.

Пестель - сторонник республики Верховная власть - На родное Вече. избираемое на 5 лет (каждый год обновляется 1/5 его часть). Законы обнародуются Исполнительная власть - Державная Душ (5 человек, выбранных народом), контролиру ющая все министерства.

Все эти власти находятся под контро лем Верховного Собора (120 бояр). Пестель за единое русское централизованное государство. Для осуществления «Русской правды» - установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из 5 диреето- ров при опоре на тайные общества и воинские части должно навести в стране порядок торической жизни Запада». Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внеш няя свобода - ложь и неизбежное зло; славяне для того и при звали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохра нить свободу внутреннюю.

Самодержавие лучше всех других форм. т.к. любое стрем ление народа к государственной власти отвлекает его от внут реннего, нравственного пути. Славяне также выступали за ос вобождение крестьян. Хотя противна всякая революция. Они первыми обратили внимание на сохранение у славянских наро дов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славян ского быта, преграду частной собственности Критика бюро кратии. защита свободы мнения и слова стали причиной пре-

I . — -mm ш • ш m т^жшжжжт Ж ^ m ~ ~ Л » т т т » жтжшт-т — —

следования славян правительством

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов:

  1. 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  2. 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  3. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  4. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  5. 49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина
  6. 50. Политико-правовые идеи декабристов
  7. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  8. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  9. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  10. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  11. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  12. 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  13. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  14. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча