<<
>>

2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, социо лог, экономист. Его основные произведения - «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-фило- софские рукописи 1844 г.», «Манифест коммунистической партии» и др.

В изучении общества Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социаль ного развития.

Этот путь должен лежать через анализ экономической сферы общества.

Основой марксизма является учение о соотношении базиса и надстройки. В роли первого выступает экономи ческая система общества. Это совокупность не завися щих от воли людей производственных отношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства. Производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. Надстройка включает правовые и политические инсти туты и соответствующие формы общественного сознания. Государственные и правовые институты призваны выра жать волю и интересы экономически господствующего класса. Буржуазные производственные отношения - по следняя антагонистическая форма общественного про изводства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов. Постоя нно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие с устаревшей системой производствен ных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Маркс представляет историю обществ как историю борьбы одних социальных групп с другими. Государ--^- л? ство и политическая власть представляют собой орга-

низованную систему господства одного класса над другим путем насилия и принуждения. Разрешить ис торическую несправедливость должен сам ход раз вития общества. Социальные конфликты индустриаль ного общества невозможно устранить без ликвидации института частной собственности. Последняя ликви дируется посредством классовой борьбы.

Ее кульми нацией и результатом должно явиться коммунисти ческое общество. Он считал, что капитализм уже находится в глубоком кризисе. Пролетариат непре менно превратится путем революции из подчиненно го класса в господствующий. Он уничтожит старые производственные отношения. В результате должно образоваться бесклассовое коммунистическое обще ство. Коммунизм основывается на уничтожении част ной собственности и на общественном управлении средствами производства и капитала. Это автомати чески влечет за собой ликвидацию наемного труда - основы капиталистического общества.

Маркс руководствовался в анализе государства и пра ва их классовой сущностью. Государство есть резуль тат раскола общества на классы. Последние преследу ют антагонистичные экономические интересы. Само государство - орудие и собственность господствующе го класса.

В результате пролетарской революции, считал Маркс, класс трудящихся насильственно ниспровергает буржуа зию: весь капитал, средства производства оказывают ся в его руках - тогда производительным силам уже не препятствуют устаревшие капиталистические производ ственные отношения, выраженные в институтах государ ства и права.

предлагаемых проектов, поэтому стремился не вопло тить их в жизнь, а повлиять на общественное мнение.

Шарль Фурье считал, что в обществе существует фун даментальное противостояние капитала и труда. Поэто му общество должно исключить возможность подобных противоречий. Фурье видел возможность участия капи тала в создании так называемых фаланг (производствен но-потребительских объединений). На данной стадии распределение материальных благ в обществе будет происходить по следующему принципу: 4/12 - капиталу, 5/12 - труду, 3/12 - таланту. Конечным результатом развития общества будет уничтожение государственных и правовых институтов, ведь в идеальном обществе отсутствует необходимость в насилии и принуждении.

Эигьеи Кабе (1788-1856 гг.) не представлял комму низма без наличия развитой демократии. Дорогу к ра венству граждан открывает всеобщее избирательное право.

Переход к коммунистическому обществу лежит через диктатуру временного правительства. Оно долж но быть образовано и одобрено народом.

Французский социалист Луи Блан (181 1-1882) считал возможным построение справедливого госу дарства путем введения всеобщего избирательного права. В этом случае государство станет как бы «бан киром неимущих». Рабочие при помощи справедливо избранной власти преобразуют эксплуататорскую си стему труда.

Главным идеологом социал-демократов середины XIX в. был Фердинанд Л ассаль (1825-1864). Зада чу государства он видел именно в освобождении че ловечества. Порочность капиталистического обще ства Лассаль видел в подчинении государства интересам буржуазии. Лассаль призывает государство создавать производственные объединения рабочих. Первой ступенью к социалистическому государству, по Лассалю, будет организованная борьба всех со словий за всеобщее избирательное право.

Много внимания Констан уделяет системе сдержек и противовесов. Это залог поддержания свобод в об ществе. Он выступает за представленность во власти всех слоев населения, за развитие самоуправления на местном уровне.

Иеремия Бентам (1748-1832) - английский фило соф, социолог, юрист, представитель утилитаризма. По Бентаму, каждый человек стремится увеличить полу чаемое им от жизни удовольствие и уменьшить стра дания. Правовая норма должна следовать следующе му принципу: возможно большее счастье для возможно большего количества людей. Этого можно достичь по литическими и правовыми реформами в духе либера лизма.

Бентам критикует теорию общественного договора и концепцию естественного права. Понятие о правах личности ведет к апологии анархии и противостоя нию государственной власти. Понятия «закон» и «пра во» Бентамом противопоставляются друг другу. Пра во оказывается противно разуму и представляется опасным для государства. Не личность, а государ-ство должно быть источником правовых норм. Глав ной задачей государства является реализация инте ресов отдельных людей, необходимым условием которой выступают свободная конкуренция и частная собственность. Основой любого общества являются нравственные обязанности его членов.

Бентам выступает за реализацию народовластия в сфе ре принятия и разработки законов. Законодательная власть должна осуществляться однопалатным пред ставительством. Последнее ежегодно избирается на ос нове всеобщего, равного и тайного голосования. Испол нительная власть должна осуществляться должностными лицами, подчиненными законодательной палате.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА:

  1. 25 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА
  2. 54. Политико-правовое учение марксизма
  3. 56. Политико-правовое учение Б. Чичерина
  4. j 21. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
  5. 47. Политико-правовое учение Опоста Конта
  6. ЛЕКЦИЯ № 8. Социологическое учение Карла Маркса
  7. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  8. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  9. 8. Политическое и правовое учение Аристотеля
  10. 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
  11. 17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
  12. 13. УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
  13. § 3. Политико-правовая культура России XX в.