<<
>>

56. Политико-правовое учение Б. Чичерина

Ьорис Чичерин (1828-1904). «Собственность и государст во»,«философия права». Большое место уделял изучению сво боды личности. Свобода имеет две стороны: отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению).

Личность - сама по себе есть цель и не может быть употреблена как средство для посто ронних ей целей. Действия одного человека не должны мешать другим Право - неотъемлемая часть всех обществ. Право - взаимное ограничение свободы под общим законом. Субъек тивное право - это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право - закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений.

Необходимо четко отграничивать сферу права как область внешних воль от сферы нравственности как области внутрен ней, исследующей мотивы поведения. Сущность развития со стоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. Не обходимое проявлении свободы - собственность.

Право собственности - коренное юридическое начло, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом - это зло.

Из свободы как источника права проистекает и понятие до говора как сої лашения воль контрагентов. Чичерин отстаивал неприкосновенность наследственного права. Государство

обязано охранять законные права и интересы граждан. Ученый выступал против имущественного уравнивания граждан. Ра венство перед законом - требование свободы; равенство со стояний - свободе противоречит. Свобода необходимо ведет к неравенству состояний Уничтожить неравенство можно только подавив свободу и превратив человека в орудие государствен ной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может уста новить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

Гражданское общество как совокупность частных целей не совпадает с государством, которое управляет совокупными интересами народа, но вся область лотной деятельности чело века лежит вне государства. Общество, несмотря на отсутст вие организованного единства, несравненно устойчивее госу-

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 56. Политико-правовое учение Б. Чичерина:

  1. 25 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА
  2. 2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА
  3. 54. Политико-правовое учение марксизма
  4. j 21. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
  5. 47. Политико-правовое учение Опоста Конта
  6. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  7. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  8. 8. Политическое и правовое учение Аристотеля
  9. 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
  10. 17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
  11. 13. УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
  12. § 3. Политико-правовая культура России XX в.
  13. 7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  14. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  15. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии