<<
>>

36. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма.

Ф. Прокопович. ВЛатищев Ф. Прокопович (1681-1736) - один из первых теоретиков абсолютизма в России. «Правда воли монаршейр. Призывал сочетать «два земные пособия - природу и науку; и дез свыше даруемые: катехизисное знание веры христианской и серьез ное убеждение в божественности Священного писания».

Резко критиковал католическую церковь за обскурантизм, за отрица ние и преследование научных открытий. Осуждал мысль о пре восходстве духовной власти над светской или о неподчиненно сти государству духовенства и монашества. В государстве существуют разные «чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Отдавал преимущество коллегиальному сить эту честь у Бога, а не у какого более высокого человека. Византийский император мог дать русскому князю величия не больше, чем русский князь византийскому императору.

«Глупая и грубая ложь», «басня» - теория происхождения русских царей из рода рішского императора Октавиана Авгус та. Крижанич полагал нехорошим и неправильным 8 политике Ивана Грозного то что он пренебрег титулом «король», кото рый автор рассматривал в качестве славянского, подобающе го высшему после Бога правителю, и воспринял чужое, непод ходящее и несвойственное высшей власти римское имя «ЦАРЬ- (от цезарь).

Басней называл Крижанич и рассказ о призвании на Русь варяжских князей.

Он был противником концепции «Москва - нителем ее стал суверен как представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо - безопасность и справедливость.

Беккариа различает справедливость божественную, есте ственную и человеческую. Первые две - основаны на божест венных и естественных законах. Человеческая - базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы влас ти государства. Она изменчива Ее критерием должно быть об щее благо.

Основанные на ней законы государства долж ны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц Но невежественные представления о справедливости привели к тому, что законы государства явля ются оружием в руках незначительного меньшинства Они не управлению (Духовная коллегия. Синод). Обосновывал неогра ниченную монархию В безвластном состоянии царили хаос, произвол. Для обеспечения безопасности, мира, общего блага народ заключает соглашение об отказеот всех прав и свободы, о создании государства Впервые истории политической мыс ли поставил проблему происхождения государства.

Формы правления зависят or народного соглашения, но ус танавливаются в соответствии с размерами государства. Рес публики - в малом народе, на небольшой терр&ттории. Порицал демократию и аристократию; монархия - правильная форма Сопоставлял «наследную» и избирательную монархии: предпо-чтение - наследственной, т.к у нее один недостаток - наслед ник царской власти по закону может оказаться недостойным, Третий Рим».

Политический идеал Юрия Крижанича - неограниченное са модержавие - «совершенное самовладство», которое он счи тал самой первой, самой важной и самой главной Божьей ми лостью. оказанной России. Также вцделял и такие формы правления, как «бояоское правление» и «обществоладство». Однако «самовладство» превосходит своими достоинствами другие способы правления.

х

x

При «самовладстве» лучше, по его словам, соблюдается всеобщая справедливость, легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе, оно лучше оберегает от опасностей. Вопло щением своего политического идеала Крижанич считал прав ление царя Алексея Михайловича, с Самовладство» есть

*

справедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Резко критиковал современную ему юри спруденцию, при которой лаконамисчитаются изречения рим ских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки.

Существующие законы служат тс ль- ко для прикрытия насилия.

Причина этого - утверждение частной собственности, даю щая одним власть и благополучие, а другим - нищету и беспра вие. Право собственности - «ужасное и, может быть, необходи мое право». Все надежды Беккариа связаны с просвещенным монархом, заботящимся о подданных, покровительствующим

искусству, наукам, образованности и нравственности народа.

*

неспособным царствовать. Царствующий монарх может это исправить, назначив достойного наследника престола завеща нием.

В. Татищов. Сторонник теории естественного права Ссы лался на Гроция. отрицал выводы Макиавелли. Локка, Гоббса. Осуждал папскую власть за осуждение Колерника. Сторонник просвещения, развития науки, Религия интересует более с по литической точки зрения: разность «вер» опасна там, где их двес равные по силе - раздоры между протестантами и католи ками. разжигаемые попами. Естественное состояние - состоя ние вольности; по природе человеку нужна и полезна лишь во ля. с разумом и рассуждением употребляемая. Поскольку человек но может обойтись без других людей, он вынужден

* власть, противоположная «чужевладству». Лучше пусть верхов ная власть находится в руках наихудшего из сородичей, тира на, чем у наилучшего чужеземца.

«Тиранство» - также плохой способ правления Тиран - это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это - палач без судьи и без закона. Это - человек, отвергший всечеловеческое

«Испорченное боярское правление» (олигархия или «мало- еладство») - плохой способ правления. Возникает, когда не сколько человек незаконно захватывают господство и властву* ют неправедно. «Общевладство». или «посадское правление», может испортиться, став «анархией, безвластием». Улучшение дел в государстве Крижанич связывал с уничтожением «дер- ных» и установлением «хороших» законов.

Такой монарх издаст справедливые и мудрые законы, равные для всех, строго соблюдаемые и обеспечивающие права чело века

Свобода человека - в его праве делать все, что не противо речит законам, что сами власти должны строго соблюдать за коны.

Без этого не может существовать «законное общество». Только законы могут устанавливать наказания, и право их изда ния принадлежит только суверену как представителю всего об щества. Судить может суд, выясняющий факты, и только в пре делах закона. Причина преступности - в социальньм условиях (нищете, столкновению интересов). Протестовал против пы ток. широкого применения смертной казни По естественному праву недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни и, следовательно, он не мог предоставить это право другим подчиняться внешним ограничениям. Договор - основа любого государства Формы правления зависят от местоположения, размера территории и населения. Демократия - «общена ро див» - государство-город, маленькая область Представитель ная система - признак аристократии. Аристократия - несколь ко городов. Произвольно избранная форма - непрочна. Законы: естественные и гражданские (положительные). Со- словнсе деление общества обусловлено разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сосло вий. Многолюдство и богатство - главные показатели государ ственной мощи Рабство - противоестественно. Разделял убеждение о всесилии просвещения, законов, разумного пра вительства. Выступал за обновление законодательства, за тщательную подготовку законов.
<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 36. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма.:

  1. 55 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМА
  2. 37, Политико-правовая идеология купечества.И. Посошков
  3. 4 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
  4. 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
  5. 55. Политико-правовая идеология «русского социализма» (народничества)
  6. 65. Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII8.)
  7. Правовая идеология
  8. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  9. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  10. Ришелье и политика укрепления абсолютизма.
  11. 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  12. § 1. Идеология и политика
  13. ТЕМА 8 Оформление феодальных структур (1Х-Х) Региональные особенности процесса становления феодальных структур Становление основ культуры феодального времени
  14. Политика «просвещенного абсолютизма».
  15. 2. Место и роль идеологий в политике.
  16. § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика