<<
>>

9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств

С сер. W в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Зарождаются идеи космополитизма, мирового господства и всемирной мо нархии.

Эпикур.

Законы и государство существуют по установле нию, а не от природы Справедливость сама по себе не суще ствует; это - договор о том, чтобы не причинять вред и не тер петь вреда, заключенный при общении людей и применимый там. где заключен, Право и государство - результат соглаше ния, договора. Справедливость относительна и условна. Есте ственное право не существует, оно предшествует договору. Призывал избегать политической деятельности. Счастье чело вечность идеального строя.

Формы государства. Тимократия- господство сильнейших воинов Оно постоянно будет воевать. Олигархий - в результа те скопления богатства у частных лиц. Власть у немногих бога тых. Вражда богачей и бедняков Демократия - власть народа. Общественные должности замещаются по жребию, затем го сударство опьяняется свободой сверх всякой меры, что приво дит к рабству Устанавливается тирания (наихудшая форма).

Главная причина смены форм государства - порча человечес ких нравов. Выход из порочных состояний - возврат к правле нию мудрых.

«Законы». Диалог отличается от первого. Для граждан уста навливается единый порядок пользования имуществом. Зем- териям: по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства) и по осуществляемой в государстве цели: пра вильные государства (монархия, аристократия, полития) - вер ховная власть преследует цели общего блага граждан) и не правильные (тирания, олигархия, демократия) - управителей личные интересы. Аристотель пытался свести все формы к двум основным - олигархии (власть у богатьи) и демократии (у неимущих).

Коренная причина политической неустойчивости и смены форм правления - отсутствие надлежащего равенства.

Оли гархия усугубляет неравенство, а демократия - чрезмерно уравнивает богатых и бедных. Предлочтение отдает политии (сочетание этих двух форм). Здесь преобладает собственность века - отсутствие страданий, полная невозмутимость или без мятежность духа Для достижения этой цели он предлагал устра ниться от общественных дел. обрести независимость от обще ства и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию

Стоики. В мире - строжайшая необходимость, исключаю щая свободу воли. Человек полностью зависит от судьбы, отождествляемой с божественным естественным законом. Со циальные явления и государство коренятся в природе, человек склонен к общению. Естественное право - общемировой за кон, государство - мировое сообщество. Благо государства выше блага индивида.

Полибий. «История* (40 книг). Общественная жизнь суще ствует от природы и направляется судьбой. Любое общество ля - собственность государства. Для удобства расчетов (заме щение государственных должностей и др.) предусматривалось точное число граждан - 5040. Сюда входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладали. Деление граждан на сословия заменяется градаци ей по имущественному цензу. Объем политических прав зави сел от размеров имущества. Земледелием должны заниматься рабы. Появляется пренебрежительное отношение к произво дительному труду. Ремесло подчинено земледелию. Идеи сме шанной формы государства, сочетание моральных методов осуществления власти с правовыми.

Правление - идеальное государственное устройство, где

совмещены начала демократии и монархии. Проводятся выбо-

x

+

средних размеров. Осуждение страсти к богатству. Предусма триваются совместные мероприятия. Социальная опора влас ти - собственники земли. Из числа граждан исключаются люди, занятые физическим трудом. Власть принадлежит воинам, об-ладающим гражданскими правами в полком объеме. Весьма урезанными правами обладают и крестьяне.

Два вида справедливости: уравнивающая - затрагивает от ношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний j за имущественные и некоторые другие преступления (принцип арифметической пропорции); распределяющая - учитывает положение человека в обществе (принцип геометрической пропорции - воздаяние по заслугам и достоинству), применя ется в политических отношениях.

проходит: возрастание, расцвет, упадок.

Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государ ства.

Монархия - единоличное правление царя, вождя, основан ное на разуме.

Аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Возникает в результате свержения тирана

Олигархия - правят немногие, используя власть для стяжа тельства.

Демократия - власть народа.

Тирания - результат разложения монархии.

і ры по большинству голосов, а также по заслугам и достоинст ву: выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Тайное «ночное собрание» - 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым принадлежит верховная власть. Оки прича- стны к Богу и стоят над законом. Другие выборные органы и ли ца должны соблюдать закон.

«Политик». Монархия, аристократия, демократия - опира ются на закон; тирания, олигархия, извращенная демократия - не подчинены закону. Однако все эти формы правления - от ступления от идеального, подлинного государства, где политик единолично правит, опираясь на знания.

Политико-правовая доктрина Платона была направлена на законсервирование полиса, сохранение его экономической независимости, предотвращение территориального расшире

Территория государства должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно лег ко обозримой. Число граждан нужно ограничить так, чтобы они знали друг друга. Умеренный климат - лучший для совершен ного государства. Свободнорожденные, не обладающие богат ством, не занимают высшие должности

Право отождествлял с политической справедливостью. Право делится на: естественное (везде имеет одно значение; выше закона) и условное (может меняться содержание; законы государства, как писаные, так и неписаные; неписаные выше по силе, основаны на обьмае). Постановления народного со брания и правителей не являются законами и не должны со держать предписаний общего характера.

Охлократия - извращенная форма демократии, господство черни, толпы - худшая <іюрма государства.

Преодолеть этот круговорот способен только мудрый зако нодатель. Для этого ему надо установить смешанную форму государства с началами монархии, аристократии и демокра тии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. В качестве примера он выделял политическое устройство Древнего Рима (монархия - консулат, аристократия - сенат, демократия - народное собрание).

Построения Полибия, как и предшествовавшие теории «смешанного государства® (Платона. Аристотеля), были при званы обосновать господство аристократии. Он выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призы вал греков подчиниться завоевателям,,

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств:

  1. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  2. 27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  3. 31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  4. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  5. 32. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕВ ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  6. 36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  7. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. 4.2. Политическая мысль периода Московского государства
  9. 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  10. 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  11. Лекция 6ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ