<<
>>

33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума

В середине 17 в происходит раскол русской церкви - рас кол в политической идеологии русской православной церкви, конфликт политических воззрений никониан и старообрядцев. Церковный раскол стал настоящей трагедией для русского об-щества.

Никон.

Главная тема его сочинений - соотношение церкви и государства, «Священство» и ^царство» представляют собой две самостоятельные власти в обществе, каждая из которых исполняет свою функцию. Отвергал теорию «Москва - Третий Рим», т.е. учение о «православном Ромейском царстве», со гласно которому носителем истинного христианского идеала становилось Московское государство, и русский царь предста- столюбив. Осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность кденьгам как безумие, которому подвержена толпа, чернь. Ко рыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.

Спиноза - сторонник идеи общественного договора. Необ-ходимость государства и законов обусловлена естественной причиной - противоречием между страстями и разумом лю дей.

Человек только тогда свободен и могущественен, когда руководствуется разумом, однако большинство людей не тако во - люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным действиям

Создание законов не может быть доверено монархам, са новникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу

В естественном состоянии все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в ос-новном это - состояние мнра и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Он был бы беспо лезен. если бы никто не обладал властью охранять его. Любой закон нуждается в гарантиях. Также каждый обладает властью охранять свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и иму щество.

Законы обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нару шению.

Неотвратимость наказания - важнейшая гарантия за кона и законности. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечи вал единственным хранителем православной христианской церкви. Никон справедливо усмотрел здесь превышение цар ской власти над церковной.

Никон делает вывод о превосходстве церкви над государст - вом, которое коренится прежде всего в превосходстве церков ных функций над государственными Государству поручено земное, т.е. низшее, церкви - небесное, высшее. Священни ки - посредники между Богом и людьми. Именно поэтому цари принимают помазание от руки священника, а не наоборот. Свя щенство стоит выше царства и потому, что последнее произо шпо от первого, и оттого, что священство честнее царства Царская власть дается Богом. Священники не должны подчи няться царским законам и царскому суду Если же кто из них СЛАБОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ НЕИЗБЕЖНО ВОЗЬМУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ЧТОБЫ ЗАКОН БЫЛ РАЗУМЕН, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ БОЛЬШИМ СОБРАНИЕМ ЛЮДЕЙ. АФФЕКТЫ СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНЫ, СТРАСТИ У ВСЕХ РАЗНЫЕ, ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ - ВСЕ ЭТО ПОГАШАЕТСЯ, И В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩИМ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО РАЗУМ НОЕ НАЧАЛО
*
Х
РЕСПУБЛИКА (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ) - РАЗУМНОЕ И НАИБОЛЕЕ МО-ГУЩЕСТВЕННОЕ. ПРОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО ОСУЖДАЛ АБСОЛЮТНУЮ МО НАРХИЮ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ ГРАНИЦЫ. К ПРАВУ ГОСУДАР СТВА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ ТО, К ЧЕМУ ГОСУДАРСТВО НЕ В СОСТОЯНИИ ПОБУДИТЬ ПОДДАННЫХ НАГРАДАМИ ИЛИ НАКАЗАНИЯМИ. ЭТО КАСАЕТСЯ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ. НИКТО НЕ МОЖЕТ ПЕРЕНЕС ТИ НА ДРУГОГО СВОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ИЛИ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ ВАТЬ ЭТИ ПРАВА И ЗАКОНЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАШЕ- НИЯ ГАРАНТОМ СТАЛО ГОСУДАРСТВО, ИМЕЮЩЕЕ ПРАВО ИЗДАВАТЬ ЗА КОНЫ, СНАБЖЕННЫЕ САНКЦИЯМИ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИЛЫ ОБЩЕСТВА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТИХ ЗАКОНОВ, А ТАКЖЕ ВЕДАТЬ ОТНОШЕНИЯМИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОНОВ - ПРИВИЛЕГИИ НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ.
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - ИЗЪЯТИЕ НОСИТЕЛЯ ВЛАСТИ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ЗАКОНОВ.

ОНА ПРОТИВОРЕЧИТ ОБЩЕСТВЕННОМУ ДОГОВОРУ, ОНА - ВСЕГДА ТИРАНИЯ. ПРЕДЕЛЫ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ПРАВЛЕНИЯ - ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ПОДДАННЫХ. ГОСУДАР СТВЕННАЯ ВЛАСТЬ НЕ МОЖЕТ БРАТЬ НА СЕБЯ ПРАВО ПОВЕЛЕВАТЬ ПО СРЕДСТВОМ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕСПОТИЧЕСКИХ УКАЗОВ. ВЛАСТЬ НЕ МО ЖЕТ ЛИШИТЬ КАКОГО-НИБУДЬ ЧЕЛОВЕКА ЧАСТИ ЕГО СОБСТВЕННОСТИ
*
ПОДЧИНИТСЯ, ТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ.
НИКОН РЕЗКО ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ 1649 Г. НАЗЫВАЛ ЕГО «БЕСОВСКИМИ ЗАКОНАМИ» И ОТКРЫТО ПРИЗЫВАЛ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕМУ. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ОРУДИЕ АНТИ ХРИСТА. ОН НЕ ОБЪЯВЛЯЛ СТАРООБРЯДЦЕВ ЕРЕТИКАМИ
АВВАКУМ, «ЖИГИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА». РЕФОРМУ ЦЕРКОВ НЫХ ОБРЯДОВ И ДВИЖИТЕЛЯ ЕЕ ПАТРИАРХА НИКОНА ОН ОЦЕНИВАЛ КАК ЕРЕСЬ. ПОДДЕРЖИВАЛ КОНЦЕПЦИЮ «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ». НИГДЕ НЕТ ТАКОЕ НЕПОРОЧНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, КАК В РОССИИ НИГДЕ НЕТ ТАКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ГОСУДАРСТВА, КАК РУССКОЕ. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ РОССИИ, РУС СКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ. РОССИЯ ДОЛЖНА ЖИТЬ ПО СОБСТ ВЕННЫМ ЗАКОНАМ.
Ф свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден к этому. Власть не должна под рывать и свой авторитет,

Считал возможной ограниченную монархию, в которой госу дарством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику. Но эти государства нуждаются в специальных мерах, предупреждающих тиранию и угнетение. Демократия - едино абсолютное государство, могущественное, опирающееся на сої ласие подданных, правящее ими при помо щи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равен ство, общее благо. Спиноза защищал простой народ от нападок власть имущих. Концепция Спинозы - первое в идеологии Ново го времени теоретическое обоснование демократии.

без его согласия Восстание народа правомерно и необходимо против тиранической власти, посягающей на естественные права.

Локк различал законодательную (высшая), исполнительную и союзную (федеративную) власти. Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный, незыблемый, постоянный закон. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках. Монарх - глава исполни тельной власти, Орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно, т.к. может стать опас ным для стабильности законов. Деятельность монарха и прави тельства должна быть строго подзаконна , причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента

Аввакум считал, что, затеяв церковную реформу, царская власть предала Россию Отсюда и его обличения этой власти, которые благодаря его писательскому таланту были особенно остры. Он полагал себя выше царской власти и таким образом оправдывал свое неподчинение ей. Постоянно обращал вни мание на недопустимость жестокого насилия при проведении реформы.

Аввакум также разделял идеи Никона о самостоятельности церкви, ее полной независимости от государства, о превос ходстве ^священства* над «царством».

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума:

  1. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  2. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  3. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»
  4. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча
  5. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства
  6. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  7. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  8. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  9. 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ
  10. 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  11. 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  12. 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  13. 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов
  14. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  15. 49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина
  16. 50. Политико-правовые идеи декабристов
  17. 3. Политические идеи Нового времени