<<
>>

44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ

Славянофилы критиковали западников, проповедующих игнорирование основ русской жизни. Славянофилы утверждали, что на Западе личность понимается только в атомарном, индивидуалистическом духе.

Господствующий в странах Запада индивидуализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой.

Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания. Они идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов. Славянофильство появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были философы и литераторы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы и др.

Ключевая фигура славянофильского движения - Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886). Он критиковал бюрократический аппарат российского государства, оторванный от народа, от народного духа.

Аксаков много внимания уделял проблеме соотношения личности и общества.

Личность - это всего лишь часть народного организма. Только в связи с ним она имеет свое значение.

Общество у Аксакова не тождественно государству: общество является результатом действия живых сил. Оно не мертвый организм, не статичное образование. Общество находится в постоянном процессе обновления благодаря притоку новых народных сил. Государство играет роль внешней формы общества.

Одну из главнейших опасностей для общества представляет неимоверно разросшийся бюрократический аппарат государства. Государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной жизни, общества. Одновременно он выступает и как противник сословного деления общества.

Но концепция Аксакова не предусматривает либеральных политических преобразований. Аксаков выступал за сохранение самодержавия, православной веры как основы русского народного духа.

Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) тоже внес большой вклад в формирование идеологии славянофильства. Опорой российского общества он считал крестьянскую общину. Благодаря общинному укладу крестьянство избегает конфликтов народа с властью. Община хранит и защищает своеобразие и внутреннюю свободу личности.

В русском национальном характере наиболее развиты этические принципы христианского гуманизма, отсутствуют национальный эгоизм и враждебность к другим народам. Не чуждо русскому народу чувство единства с родственными ему славянскими народами.

Он призывает церковь сбросить с себя ярмо светской власти и в борьбе за веру рассчитывать на свои собственные силы. Он полагает, что невозможно светской власти вмешиваться

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ:

  1. 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  2. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  3. 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  4. 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов
  5. 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ
  6. 10 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  7. 53 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В. С. СОЛОВЬЕВА
  8. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  9. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  10. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  11. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  12. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча
  13. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»