<<
>>

14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее идеи христианства, но толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Еретики выступали против духовенства и церкви.

Ереси быстро распространялись и становились все опаснее для авторитета господствующей церкви. Первыми еретиками Европы, которые положили начало широкому общественно-политическому движению, были болгарские богомилы.

Введение в Болгарии христианства (864 г.) совпало с периодом развития феодальных отношений. Переход болгарского общества к сословно-феодальному строю, захват крестьянских земель царем, церковью, обременение крестьян повинностей в пользу богатых создавали у народа сомнение в том, что это происходит по воле Бога. Богомилы обвиняли богатевшую церковь и духовенство в служении дьяволу. Богомильское учение вскоре распространилось и в других странах.

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов, учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцев и францисканцев).

Еретические движения XIV-XV вв.

основывались на тех же идейных посылках, что и предшествующие им. Еретики обращали внимание на то, что Священному Писанию противоречат сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, казни, клятвы, суды. Одни еретики ограничивались требованием церковной реформы и получали поддержку светской власти; другие на основе Священного Писания осуждали феодально-сословный строй и государство вообще.

Одним из первых представителей ереси был Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Он осуждал церковную иерархию и церковное богатство, так как они противоречат Писанию.

Одновременно в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крестьянского восстания Уота Тай-лера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на Писание, лолларды осуждали сословное неравенство.

Вскоре началась Реформация в Чехии. Начало было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. В гуситском движении определились два направления: чашники и табориты.

Чашники требовали ликвидации привилегий духовенства, лишения церкви светской власти, признания самостоятельности чешской церкви.

Табориты выступали против католической церкви, уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ:

  1. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  2. 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  3. 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  4. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  5. 10 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  6. 53 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В. С. СОЛОВЬЕВА
  7. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  8. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  9. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  10. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  11. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча
  12. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»
  13. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  14. 49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина
  15. 50. Политико-правовые идеи декабристов
  16. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  17. 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  18. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства
  19. 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов
  20. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума