32 НЕОТОМИЗМ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Наиболее последовательно и полно в XX в. теория естественного права разрабатывалась в рамках неотомизма. Неотомисты (Ж. Мари-тен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского.
Один из известных представителей неотомизма - Жак Маритен (1882-1973).
Он строит свою концепцию на синтезе религиозных представлений и научных достижений XX в.Власть принадлежит народу, но ее источник, по Маритену, состоит в Боге. Он - источник естественного права. Бог находится вне морального долга перед людьми. Он обладает высшим суверенитетом.
Маритен негативно оценивает культурные и политико-правовые достижения эпохи Нового времени. Так, Фрэнсис Бэкон и ДжонЛоккстремятся воспитать в человеке презрение к нравственным устоям и поощряют стяжательство.
Маритен четко разделяет понятия свободы Божественной и свободы человеческой. Последняя есть необходимое условие формирования личности. Она реализуется в рамках социальных и политических институтов.
Свобода человека предопределена Божественным провидением. Он видит благо человека не в материальном достатке, а в его духовной сфере. В жизни человека должно находиться место не только человеческим, но и Божественным ценностям. Трагичность современного развитого общества состоит в забвении Божественных ценностей.Маритен выдвигает типологию прав человека:
фундаментальные (право на жизнь и свободу, собственность и счастье, право на заключение брака). Они присущи человеку от рождения и имеют абсолютную ценность;
политические (включают в себя права гражданина: участие в политике, осуществление свободы слова, реализацию юридической защиты своих прав. Реализация политических прав с помощью Церкви приведет к установлению христианской демократии);
3) социальные (включают в себя права трудящихся на справедливую заработную плату, объединения в профсоюзы, социальную поддержку (в виде пенсий, пособий по безработице и болезни), участие в управлении предприятием).
Учение Маритена идейно подготовило разработку Всеобщей декларации прав человека. Она была принята ООН в 1948 г. Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма. Важная роль принадлежала им и в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права.
В 1980-е гг. идеи естественного права продолжали разрабатывать католические философы, последователи религиозного персонализма.
Еще по теме 32 НЕОТОМИЗМ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА:
- 28. НЕОТОМИЗМ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
- 70. Теории естественного права
- 29. Теория естественного права. Учение Г. Гроция
- 31. Теория естественного права Б. Спинозы
- 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
- Видение
- Видение для бизнеса
- Цель, миссия, видение
- 2.2.Определение направленияразвития компании.Видение, миссия и цели развития
- 7. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
- 1. Видение Александром Македонским мировой империи. Эллинские государства
- 51 ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
- Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
- 17.2. Продажа права на заключение договора или арендного права
- Уступка арендного права, а также права на заключение договора
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Уступка арендного права, а также права на заключение договора