<<
>>

48. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. Сперанского

По заданию Алексаедра I М Сперанский подготовил рад проектов усовершенствования государственного строя импе-рии. по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802-1804 гг.

В 1809 г. подготовлены об ширные «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской импе рии» и связанные с ними записки и проекты.

Любое государство основано на общей воле народа и пере даче им правительству известного количества сил Цель госу дарства- обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Поначалу существовали деспотии; затем на род принимает коренные законы, ставящие пределы самодер Право - выражение воли суверена. Право - это повеления и за преты, установленные государством и обеспеченные санкци ей. Субъективные права - детище закона: вне повелений суве рена нет никаких прав личности. «Естественные права» - это «анархические софизмы», произвольные оценки закона и его действия.

Бентам был сторонником ясного и доступного законода тельства.

Английская система «общего права», основанная на судебных прецедентах, - непонятная. Бентам подготовил пол ный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право. Реальное право лишь то, которое ус тановлено государством. Однако существующее законода тельство архаично и несовершенно. Оно должно найти непоко рвать общественное целое. По разработанному Контом «Плану реорганизации социальной жизни» организацией промышлен ного общества должна стать социократия. В социократии отпа дет надобность в делении на правителей и подданных, а также в праве и в правах личности.

В социократии порядок и прогресс должны поддерживаться нравственными методами, проповедью позитивистской рели гии и деятельностью позитивистской церкви. Конгу принадле жит проект новой всемирной позитивной религии основанной на признании гнешнего единства человечества и подчинения его мировому порядку.

Предмет почитания позитивной рели гии - не бог, а человечество; позитивная религия заменяет те ологию (богословие) социологией (наука об обществе), а тео жавной воле (конституция). Сперанский различал «внешний образ правления* (постановления, грамоты) и «внутренний* (расположение государственных сил). Сила правительства не может быть ограничена волей народа. Действительная консти туция страны существует не на бумаге ("внешний образ прав ления»), а в реальном («вещественном») распределении сил государства на все состояния народа.

Общественный и государственный строй России основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян - от госуда ря. Гарантиями незыблемости законов в монархическом госу дарстве Сперанский называл свободу печати, гласность госу дарственных дел и силу общественного мнения.

Республика - государство, где государственная власть ог- ЛЕБИМУЮ ОСНОВУ В ЧУВСТВАХ И ОПЫТЕ. В ПОИСКАХ ЭТОЙ ОСНОВЫ БЕНТАМ РАЗРАБАТЫВАЕТ ТЕОРИЮ УТИЛИТАРИЗМА. ИНТЕРЕСЫ ОТ-ДЕЛЬНЫХ ЛИЦ - ЕДИНСТВЕННО РЕАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ЧАСТНАЯ СОБ СТВЕННОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ - НЕОБХОДИМЫ.
ЗАКОН САМ ПО СЕБЕ - ЗЛО, ПОСКОЛЬКУ ОН СВЯЗАН С ПРИМЕНЕНИ ЕМ НАКАЗАНИЯ (СТРАДАНИЕ). ПРИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЗМОЖНЫ ОШИБКИ. ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ЗАБОТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОТИВОРЕЧИТ РА ВЕНСТВУ И СВОБОДЕ.
Х
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И В ИХ ОТНОШЕНИЯ С РАБОЧИМИ; ГО ТЕОРИИ УТИЛИТАРИЗМА СТОРОНЫ САМИ, РУКОВОДСТВУЯСЬ «МОРАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ», ОПРЕДЕЛЯЮТ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА, ИСХОДЯ ИЗ СОБ СТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ. IL КРАТИЮ - СОЦИОКРАТИЕЙ. ЖРЕЦАМИ ПОЗИТИВНОЙ РЕЛИГИИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ УЧЕНЫЕ И АРТИСТЫ (СОТРУДНИЧЕСТВО РАЗУМА И ЧУВСТВА).
КОНТ ОСУЖДАЛ АГРЕССИВНЫЕ ВОЙНЫ, ВИДЯ В НИХ ВРАЖДЕБНЫЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРЕЖИТОК «ВОЕННОГО БЫТА». ОН КРИТИКОВАЛ КОЛОНИАЛИЗМ, СТАВИЛ ЗАДАЧУ ПОЛНОЙ ЛИКВИДАЦИИ КОЛОНИАЛЬНО ГО ГНЕТА В РЕЗУЛЬТАТЕ МОРАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА УГНЕТЕННЫЕ НАРОДЫ ЗАЙМУТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОМ СО ЮЗЕ СОЦИОКРАТИЙ; ТОГДА ЖЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО ИСЧЕЗНУТ ВОЙНЫ.
КОНТ НЕ БЫЛ СТОРОННИКОМ РЕВОЛЮЦИОННОГО НИЗВЕРЖЕНИЯ СО ВРЕМЕННОГО ЕМУ ОБЩЕСТВА, СЧИТАЛ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБ ЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ, А ДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАССА НА КА-ПИТАЛИСТОВ И ПРОЛЕТАРИЕВ - ЕСТЕСТВЕННЫМ И НЕОБХОДИМЫМ.
НО КОНТ - СТОРОННИК ГЛУБОКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.
*
РАНИЧЕНА ЗАКОНОМ, В СОСТАВЛЕНИИ КОТОРОГО ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ
ГРАЖДАНЕ.

ТАКОВЫ ГРЕЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКИ.
ВРЕМЯ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЕДУТ К НОВОМУ ПО- | РАДКУ ВЕЩЕЙ, К ДОСТИЖЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ. В ПРОЕКТАХ J И ЗАПИСКАХ УТВЕРЖДАЛОСЬ, ЧТО КОНСТИТУЦИЯ УПОРЯДОЧИВАЕТ ОСУ- : ЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НО НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ВЛАС : ТИ ИМПЕРАТОРА. ИМПЕРАТОР - ЭТО ВЕРХОВНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ, ВЕР- I ХОВНЫЙ ОХРАНИТЕЛЬ ПРАВОСУДИЯ, «ВЕРХОВНОЕ НАЧАЛО СИЛЫ I ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ» И ГЛАВА ЦЕРКВИ.
СПЕРАНСКИЙ РАЗЛИЧАЛ ПРАВА ГРАЖДАНСКИЕ [ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. I ОНИ ОЗНАЧАЮТ, ЧТО НИКТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАН БЕЗ СУДА, ТСЛЬ-
КО ПО ЗАКОНУ; ЭТИ ПРАВА ИМЕЮТ ДВОРЯНЕ И ДРУГИЕ СВОБОДНЫЕ ЛЮ- J ДИ) И ПОЛИТИЧЕСКИЕ (КОЛЛЕКТИВНЫЕ; ОПРЕДЕЛЯЮТ СТЕПЕНЬ УЧАС-
Х ¦ Бентам - сторонник свободной конкуренции, противник го сударственной регламентации хозяйственной жизни. Его бес покоило угнетенное положение рабочего класса, рост числа неимущих. Поэтому государство должно помогать беднякам

Бенгам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Взгляды на форму правления меня лись. Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз. Резко осуждал демократию. Затем критикует монархию, за демократию. Он осуждал агрессивные войны и колониальный режим.

Он сторонник общества, заменяющего социальный эгоизм альтруизмом, индивидуализм - социальностью, беспорядоч ность и анархию производства - регулируемой экономикой, военный быт - промышленным, войны и колониальную систе му - содружеством равноправных народов. Без организаторов производства и централизующей роли банков становление и развитие промышленного общества практически невозможны.

Конт надеялся, что научная политика даст возможность про мышленному обществу обойтись без принудительных учреж дений. традиционные для военного быта С помощью социоло гии и позитивной религии Конт стремился изжить социальный хаос.

тия людей в государственной власти; ими обладают собствен ники). Законы ограничивают естественную свобода человека и приводят ее в совместимость со свободой других. Корен ные государственные законы составляют конституцию, образ правления, внутренне политическое бытие государства. В го сударстве существуют законодательная (Государственная да ма), исполнительная (министерства, губернские, окружные, волостные управления), судебная (волостные, окружные, гу бернские суды) власти, починенные императору, Особое ме сто должен был занять Государственный совет, который высту пал связующим звеном между императором и тремя ветвями власти

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 48. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. Сперанского:

  1. 39 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ М. М. СПЕРАНСКОГО
  2. 35. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ М.М.СПЕРАНСКОГО
  3. ПриложениеСоциология в России: проблема демократизации в контексте социальных преобразований российского общества
  4. 33. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО
  5. 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
  6. Либерализм
  7. Государственный контроль в России
  8. 4.5. Основные этапы эволюции российского либерализма
  9. История становления государственного банка в России
  10. § 2. Либерализм
  11. 36. Государственный контроль в России. История развития
  12. Среднесрочные государственные облигации в России
  13. Эволюция рынка государственных обязательств в России
  14. Долгосрочные государственные облигации в России