<<
>>

23 ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА

Ярким представителем либерализма во Франции был Бенжамен Констан (1767-1830). В своих книгах он ставит задачу обоснования свободы личности и экономических свобод. Он делит свободу на два вида - личную и политическую.

Под политической свободой он понимает участие в осуществлении политической власти - судебной, исполнительной, законодательной. Данный вид свободы был характерен для Древней Греции и республиканского Рима. Свобода политическая не означала свободы личности. Государство предписывало нормы частной жизни, исповедание определенной религии и т. д. В современных государствах граждане уже в силу объективных причин не могут непосредственно принимать участие в политике. Но это компенсируется свободой в сфере частной жизни и коммерческой деятельности. Новой ценностью является личная свобода, означающая равенство граждан перед законом, свободу слова, вероисповедания и т. д. В сфере экономики Констан выступает за свободную конкуренцию. Государство, вмешиваясь в экономику, проигрывает.
Бюрократизация рынка ведет к его неэффективности.

Констан активно отстаивает интересы наемных рабочих. Он выступает против законодательного ограничения заработной платы. Констан критикует теории народного суверенитета. Он видит в народовластии опасность индивидуальной свободе. Гарантом свобод является общественное мнение, разделение властей, выборные институты власти.

Иеремия Бентам (1748-1832) - английский философ, представитель утилитаризма. Бентам считает, что каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и уменьшить страдания. Правовая норма должна следовать такому принципу, как возможно большее счастье для возможно большего количества людей. Этого можно достичь политическими и правовыми реформами в духе либерализма.

Бентам критикует теорию общественного договора и концепцию естественного права. Понятие о правах личности ведет к апологии анархии и противостоянию государственной власти. Понятия «закон» и «право» противопоставляются друг другу. Право оказывается противно разуму и представляется опасным для государства. Не личность, а государство должно быть источником правовых норм. Главной задачей государства является реализация интересов отдельных людей, необходимыми условиями которой выступают свободная конкуренция и частная собственность. Основой любого общества являются нравственные обязанности его членов.

Бентам выступает за реализацию народовластия в сфере принятия и разработки законов. Законодательная власть должна осуществляться однопалатным представительством.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 23 ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА:

  1. 19. ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА
  2. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.
  3. 46. Либерализм в Англии. Политико-правовые ученияИ. Бентама
  4. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  5. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  6. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  7. Политическая борьба в Англии в первой половине XIII в.
  8. Развитие Англии в первой половине XVII в.
  9. Политическое и социально-экономическое развитие Англии в первой половине XVIII в.
  10. ГЛАВА 35 ФРАНЦИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  11. Вьетнам в первой половине XIX в.
  12. 73. СОЦИАЛЬНО—ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
  13. Становление капиталистических отношений в Индии в первой половине XIX в.