<<
>>

27 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА

Правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта (1798- 1857) изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики». Он решает несколько важных задач:

обосновывает новые методы познания социальной реальности.

Это эмпирические методы исследования социальных институтов. Они должны позволить выработать конкретные рекомендации по усовершенствованию всех сфер жизни общества;

формулирует задачу новой науки - социологии. Он говорит о потребности систематизировать жизнь общества. Конт теоретически обосновывает «новый», «позитивный» социально-политический порядок.

Развитие общества, его политических институтов он связывал с эволюцией человеческого сознания. Это смена трех исторически господствующих состояний человеческих умов:

теологического (для этого состояния характерны одушевление человеком предметов и вера в сверхъестественных существ - богов и

дрО;

метафизического (когда человек пытается объяснить факты через различные отвлеченные понятия);

позитивного (научного).

Вершиной исторического прогресса Конт называет эпоху науки.

Ее характерные черты:

мирное общежитие людей;

расцвет промышленного производства;

приход на смену власти монарха и аристократии новой системы власти - социократии. Это власть наиболее конструктивных, творческих социальных групп (фабрикантов, купцов, финансистов, землевладельцев). Он пытался доказать возможность достижения социальной солидарности.

Необходимость государства - объединение индивидуальных интересов ради достижения общих целей. Солидарность в обществе поддерживается не только материальными факторами, но и моралью. На

позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь. Духовную власть осуществляют люди умственного труда, т. е. мыслители, писатели, поэты, ученые и т. д.

Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.

Конт видит потребность в двух типах власти - светской и духовной. На всех трех стадиях развития общества присутствует подобное разделение. На теологической стадии светскую власть осуществляют вожди, а духовную - жрецы.

На метафизической стадии люди, пишущие законы, владеют светской властью, а философы, публицисты и художники - духовной. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь соответственно. Необходимо учреждение новой религии - культа высшего существа (под ним фактически понимается все человечество). Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 27 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА:

  1. 23. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА
  2. 47. Политико-правовое учение Опоста Конта
  3. 1.1. Критическая и позитивная концепции бизнеса. Две крайности воценке бизнеса
  4. 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
  5. Социологический проект О. Конта
  6. 11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА
  7. S 2.1. Концепция правил экономической политики
  8. 2. Концепция маркетинга в промышленной политике
  9. 8.2. Концепция кадровой политики в органах местного самоуправления
  10. 3. Концепция внешней политики Российской Федерации.
  11. 1. Концепция внешней политики Российской Федерации
  12. § 1. Содержание денежно-кредитной политики и основные ее теоретические концепции
  13. Антиинфляционная политика государства и важнейшие современные концепции инфляции
  14. 4. Теоретические концепции мировой политики и международных отношений в политической науке 70-80-х годов.
  15. 1.1. Эффект финансового рычага (первая концепция). Рациональная заемная политика
  16. 3. Теоретические концепции мировой политики и международных отношений в политической науке 50-60-х годов.
  17. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  18. Позитивный взгляд
  19. Позитивная роль гуманистического подхода
  20. Первая группа концепций и моделей Концепция приоритета экономических интересов собственников