<<
>>

22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

В конце XVIII - начале XIX вв. многие мыслители выступили с критикой Французской революции. Это Жозеф де Местр, де Бональд, Карл Людвиг Галлер, Эдмунд Берк и др.

Некоторые из них имели свои политико-правовые идеи.

Жозеф де Местр (1753-1821) резко критиковал Французскую революцию.

Он считал, что когда-то Франция являлась образцом нравственности и религиозности. Но затем среди людей распространились вредные идеи против религии и собственности. Сам человек не может изменить общество к лучшему. На это существует воля Бога. Именно Бог дал человеку волю перестроить общество, результатом чего стали революция, хаос, террор, извращение сути закона и государства. Власть захватили тираны и злодеи. Де Местр говорит о том, что сколь бы ни была плоха монархия, революция более страшное зло.

Конституция - дело практики и практики многовековой. Законы - результат не разума, а истории. На этой идее базируется его политическая программа.

Луи де Бональд (1754-1840) тоже видит в революции ослабления веры в Бога.

Революция - это наивысшая стадия разложения общества. Законы человека должны согласовываться с Божественными законами.

Задача общества - защита личности и имущества. Идеал государственности - монархия. Ее фундамент - семья.

Де Бональд отрицал необходимость в обществе законодательной ветви власти. Источником закона должна быть природа вещей, а не группа лиц или отдельное лицо. Все необходимые институты и нормы сложились исторически, и нет смыла их менять.

Карл Людвиг Галлер (1768-1854) стал символом реставрационных настроений общественности XIX в. Он полагал, что естественный закон имеет Божественное происхождение. Его суть: сильный должен властвовать, а слабый - подчиняться. Социальное неравенство есть следствие неравенства природного и установлено свыше. Теорию

общественного договора Галлер называл символом произвола взамен Божественному установлению. Отличие государства от общества - наличие верховной власти в лице монарха.

Галлер фактически проводит идею ненужности закона и судопроизводства. Суды есть лишь проявление милости монарха.

Английский политический деятель и публицист Эдмунд Берк (1729- 1797) опровергает учения ведущих деятелей революции.

Берк исходит из ошибочности теории общественного договора. Человек никогда не находился вне общества. Он - существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает право народа на верховную власть.

Берк полагает, что возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь - путь порока и безнравственности.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ:

  1. 18. КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  2. 16. Политико-правовые направления в исламе
  3. 1 ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  4. 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  5. § 1. История политических и правовых учений: учебный курс и наука
  6. Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений, 2005
  7. 2 МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
  8. 1. Периодизация истории политических и правовых учений
  9. В.В. Баталина. История политических и правовых учений, 2008
  10. Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений, 2005
  11. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  12. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)